Как воспитать доброту в ребенке. Как воспитать ребенка добрым и послушным? Уважение к природе

Когда маленького ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: «Бабушка добрая, учительница добрая, девочка на детской площадке добрая…» Все вокруг добрые, это он видит в первую очередь. Со временем, у людей появляются и другие качества – «умный», «красивый», а доброта как будто уходит на задний план, вроде бы она – само собой разумеющееся качество, но говорить о нем как-то уже не принято вслух.

Добрый всегда на своем месте

Когда родители думают или говорят о том, какими хотят видеть своих детей в будущем, то доброте тоже не уделяется отдельного почетного места. Люди церковные говорят о том, что хотят видеть своего ребенка благочестивым, верующим, люди светские – успешным. Мы можем говорить о том, что ребенок должен «найти себя» или «свое призвание». Девочкам желают счастливо выйти замуж. Но именно доброте в этих размышлениях отводится мало места.

Но правы маленькие дети, когда воспринимают именно это качество как первую из черт человека. Добрый может стать кем угодно, но он всегда будет на своем месте, добрый поможет и отзовется на беду, сумеет не только сопереживать в горе, но и вместе радоваться (что гораздо труднее).

Мы, родители, действительно редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда все же хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто. Понятие «доброта» — довольно расплывчато. Это и милосердие, и внимательность, и вежливость, и жалость, и предупредительность. Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно. Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье.

Воспитывать собственным примером

За ответом на вопрос «Как научить ребенка быть добрым» мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко , отцу и дедушке огромной семьи. Вот, что он ответил: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В-третьих, в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

Ну, положим, в больницу попасть нам не удалось, но навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии. Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми. Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева , у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно), то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Как воспитать в ребёнке ДОБРОТУ «Воспитать в ребенке доброту» просто и одновременно нелегко, однако под силу каждому родителю. Само слово «доброта» имеет обобщенное понятие, точно также как и слово «счастье». Для одного человека забота о родителях является добротой, для другого добротой является щедрость к друзьям, для третьего чтото другое. Мы все разные. Исходя из этого, заботливому родителю, прежде всего, необходимо внести конкретику и для себя лично определить, что для него означает фраза «добрый человек». Ответственный и заботливый родитель так же должен понимать, что дети до пяти лет не делают того, что им объясняют на словах, а повторяют действия родителей. Однако следует помнить, что наступит момент, когда авторитетом для вашего ребенка станут сверстники и кумиры, а ваш авторитет может отойти на задний план, поэтому стоит приложить все усилия и самому соответствовать тем стандартам, которые вы воспитываете в своем ребенке. Каждый родитель, который преследует цель воспитать ребенка добрым, должен помнить, что не нужно поощрять детский эгоизм. Также не нужно ребенка приучать к постоянным подаркам, как к «откупу» того, что вы всегда заняты. Хуже всего, когда вручение подарка сопровождается следующими фразами: «Смотри, что мама тебе принесла! Мама тебя очень любит!» и др.. Если вы любите своего ребенка, то важно привить ему принцип: дарить подарки всегда приятнее, нежели получать. Привить этот принцип достаточно сложно. Если вы решите купить своему ребенку дорогую игрушку, то можно договориться с ним, что-то отдать другому ребенку: другу или ребенку из малообеспеченной семьи. При этом очень важно, чтобы игрушку, которую ему предстоит отдать, он выбирал сам. Данный принцип работает всегда беспроигрышно. К новой одежде можно также применить этот принцип. В ребенке также важно вложить любовь к добрым поступкам. Например, если вы ему покупаете конфеты, фрукты или другие сладости, то договоритесь с ребенком, что он поделится ими с теми детками, с кем будет играть в группе, во дворе. Важно, чтобы между вами и ребенком было общение. Придумывайте и рассказывайте ребенку сказки и истории о добрых людях, о том, что существует в мире такой закон «что посеет человек, то и соберет». Чтобы воспитать в ребенке ДОБРОТУ Важно принимать участие в жизни ребенка, познавать вместе с ним окружающий мир и существующие в нем законы. Посейте в своем ребенке любовь и через время вы будете пожинать порядочного, доброго и честного человека и сможете им гордиться до старости! «Точка, точка, запятая, Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик, Появился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки уведут его, Как он будет жить на свете, Мы за это не в ответе, Мы его нарисовали Только и всего. Что вы, что вы, это важно, Чтобы вырос он отважным, Чтобы мог найти дорогу, Рассчитать разбег. Это трудно, это сложно, Но иначе невозможно, Только так из человечка Выйдет человек. Впрочем, знают даже дети, Как прожить на белом свете, Легче этого вопроса нету ничего. Просто надо быть правдивым, Благородным, справедливым, Умным, честным, сильным, добрым, Только и всего… Как всё просто удается На словах и на бумаге, Как легко на гладкой карте Стрелку начертить. А потом идти придётся Через горы и овраги, Так что прежде, человечка, Надо выучить ходить».

Каждый родитель задумывается о том, каким станет его ребенок во взрослой жизни. Одни хотят, чтобы их стал умным и образованным человеком, который достигает большие успехи в карьере. Другие мечтают, чтобы их малыш стал знаменитым спортсменом, поэтому на первый план они выносят взращивание лидерства и амбициозности в своем крохе. Лишь немногие ставят упор на воспитание доброты и отзывчивости, хотя это важнейшие черты для любого человека.

С чего начать воспитывать доброту в ребенке?

Эмпатия


Первое, что ассоциируется с добрым человеком, это его способность сопереживать другим. Он не останется в стороне, когда кто-то нуждается в помощи, не пройдет мимо. Следует воспитывать ребенка так, чтобы он не был безразличен к окружающему миру, к более слабому и нуждающемуся. Однако эмпатия также должна быть ответственной. Если ребенок захочет каждого больного котенка принести с улицы и пожалеть, объясни, что тогда ему придется всех накормить и убирать за ними. Главное, чтобы малыш понимал ответственность перед своими решениями и поступками, даже из самых благих побуждений. Домашние животные, к слову, помогают ребенку быть более сочувствующими и понимающими к другим людям. Об этом мы писали в статье о

Уважение к природе


Бережное отношение к природе — важнейшее качество доброго человека. Научите ребенка с ранних лет выбрасывать мусор строго в урну, не загрязняя улицы. Выезжая на пикник с семьей, не оставляйте мусор в лесу. Вместе с малышом собирайте его и отвозите к мусорному баку. И никакого издевательства над животными! Некоторые родители хихикают и умиляются тому, как их маленькая дочь дергает за хвост бедного Барсика. Необходимо сразу же пресекать даже мелкие пакости в отношении домашних питомцев. Дети видят «одобрительную» реакцию родителей и продолжают поступать также, чтобы насмешить маму. Однако если ты хочешь научить ребенка доброму отношению к флоре и фауне, сама не допускай подобных ошибок. Как ни крути, ты — объект подражания.

Пример для подражания


Мама и папа — главные люди в жизни ребенка. Они и пример подражания для него. Если ты хочешь, чтобы малыш вырос хорошим, отзывчивым человеком — будь сама чуточку добрее. Фильтруй свою речь за рулем, ведь очень часто на дороге в пробке вырываются ругательства, которые мы привыкли не замечать. Однако ребенок впитывает все как губка. Твои слова о том, что нужно помогать старикам, не будут засчитаны крохой, если ты сама разговаривала и виделась со своими пожилыми родственниками или родителями очень давно и общалась с ними на повышенных тонах. Будь достойным объектом подражания. Не мусори на улице, не игнорируй того, кто нуждается в твоей помощи. Тогда ребенку будет в кого стремиться к доброте.

1 день — 1 доброе дело


Заведите вдвоем с малышом привычку каждый день делать что-то хорошее не для себя, а для ближнего. Например сын может угостить одноклассника бутербродом или помочь маме помыть посуду. Мать же может помочь пожилой соседке донести продукты из магазина или накормить во дворе кошку. Все это — мелочи, которые может сделать каждый. Однако они нас формируют как отзывчивую личность. Каждый вечер перед сном обсуждайте свои добрые дела за день и делитесь эмоциями от совершенного поступка. Сами того не замечая, добро у вас войдет в приятную привычку. Кроме того, ребенок, помогающий другим, вряд ли вырастит самовлюбленным эгоистом. Можете раз в месяц устраивать совместный акт доброты, устраивая небольшой субботник на территории своего двора или поляны, которая была когда-то такой красивой, но сейчас ее замусорили люди. Думаю, каждый знает такое место в своем городе, как бы это ни было печально.

Не «я», а «мы»


Все дети — маленькие эгоисты. И некоторое время его жизни это нормально, так как все внимание в семье достается лишь малышу. Ведь самое лучшее — детям. Но, по мере взросления ребенка, его «я», которое первостепеннее всего, должно сводиться к более общему «мы». Из эгоцентричного человека воспитать альтруиста — тяжеловато. Поэтому как можно раньше изгоняем из ребенка требовательного единоличника. Легкими, ненавязчивыми фразами намекай ему, что кроме его прихоти существуют и желания других людей. К примеру: «Предложи однокласснику конфеты, может он тоже хочет», «сейчас очередь мальчика кататься на качелях», «спроси у брата, какой мультик хочет посмотреть он». Научи ребенка учитывать мнение окружающих, а не только поступать в угоду своих желаний.

Сердиться может каждый


Все люди иногда чувствуют себя раздраженно, хотят поддаться эмоциям и выплеснуть их наружу. И это нормально, даже для доброго человека. Поэтому не стоит пытаться подавить эмоции ребенка, это редко заканчивается хорошим. Если ребенок часто замечен за агрессией по отношению к другим детям на игровой площадке или в школе, прежде чем ругать ребенка, узнайте, почему он раздражен. Возможно конфликт с другими малышами ваш кроха сможет урегулировать словесно, с помощью вашего совета. Чаще интересуйся отношениями ребенка с учителями и сверстниками. Иногда ребенок сам не способен решить проблему в общении, потому что еще этому учится. Научи его решать свои конфликты не агрессией, а добротой.

Щедрая душа


Человек, который легко расстается с материальными вещами, гораздо счастливее тех, кому это дается тяжело — считают многие психологи. Поэтому щедрость — качество добрых и . Конечно, мы не предлагаем заниматься с ребенком нездоровым альтруизмом и отдавать последнее. Просто иногда предлагай делиться своими игрушками с другими детьми, угощать дворовых ребят печеньем. Акцентируйте внимание на том, что этот маленький поступок сделал другого человека немного счастливее. Посещая вместе кафе и рестораны, покажи своим примером, что нужно оставлять чаевые официанты за добросовестное исполнение своей работы.

Вспомним опыт одной мамы, которая в кафе и быть настоящим мужчиной. Воспитанию щедрости в мальчике нужно отдавать должное внимание.

Все люди любят, когда к ним относятся по-доброму. Но всегда ли родители своевременно задаются вопросом, как воспитать доброго ребенка? Получается, что многие начинают беспокоиться, когда видят, что малыш пытается отобрать игрушки у ровесников, ревниво прижимая к груди свои. Или еще позже, когда наблюдают проявления агрессии по отношению к детям в школе, жестокое обращение с животными и т.д.

С какого возраста надо воспитывать в ребенке доброту?

Психологи уверяют, что с самого рождения. Нужно окружить малыша добротой, погрузить его в спокойную, полную любви и заботы друг о друге обстановку. Часто молодые мамы не подпускают к младенцам пап, боясь, что они не справятся с купанием малышей, не смогут укачать их перед сном. Одна пожилая женщина сказала простую истину: «Мужчины любят детей через руки». Если малышом будет заниматься не только мать, а оба родителя, он получит в два раза больше добра и теплоты. Будучи совсем несмышленым, он не сможет этого оценить или осознать, но на уровне поймет, что мир вокруг безопасен, ему можно доверять.

Хорошо, если у ребенка есть братья и сестры, близкие ему по возрасту. Это во многом решит проблему, . Малышу проще будет объяснить, почему нужно делиться игрушками и сладостями, как правильно строить взаимоотношения с родными, как договариваться с ребятами, если мнения не совпадают. Лет с 3 он уже вполне готов воспринимать многие правила семейного быта и взаимодействия.

Конечно, все это будет действенным, если все домашние искренне и тепло общаются друг с другом. Нельзя воспитать доброго ребенка, если в доме царит грубость, насилие, цинизм. Дети сердцем чувствуют фальшь и не последуют советам родителей, которые сами не убеждены в том, что говорят.

Уроки добра для вашего ребенка

Как научить малыша быть добрым? Где взять положительные примеры?

  • Очень полезно читать книги вслух, а затем обсуждать прочитанное. Народные сказки могут дать ребенку первые представления о добре и зле, пробудить в его душе первые переживания и размышления о судьбах героев. А когда он станет старше и познакомится с детской Библией, то переосмыслит историю про Каина и Авеля и вновь задумается о вечных ценностях
  • С дошкольником вполне можно поговорить и о поступках, его собственных и других людей. Если он обидел кого-то, пусть даже не умышленно, стоит побеседовать с ним и помочь встать на место другого человека, которому сейчас больно или неприятно по его вине. Дети часто действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях. Ваша задача – научить их думать прежде, чем причинить кому-то неудобства или вред, будь то человек, животное или растение
  • Кругозор школьников позволяет им более осмысленно подходить к решению вопросов добра и зла. Они уже довольно зрело рассуждают о поступках товарищей, одобряя их или порицая. Но и здесь возможны «перекосы».

Однажды, придя в больницу навестить ребенка родственников, мы услышали, как рядом мальчик лет 12 с упоением рассказывал родителям, что девочка из соседней палаты, которую они с другими ребятами за что-то невзлюбили, в свой День рождения решила угостить их тортом. Вместо того чтобы поздравить ее, они кидались кусками этого торта, а ему удалось даже заснять это на видеокамеру мобильного телефона.

Очень больно было наблюдать за реакцией родителей этого мальчика: интеллигентные люди, видимо, сильно любящие своего сына, они испытали настоящий шок. И все же постарались поговорить с ним так, чтобы он мысленно поставил себя на место девочки, которая, как и он, находилась вдали от семьи, да еще в свой праздник. Ей было одиноко, и она попробовала наладить контакт с ребятами, а они так ее обидели.

Было видно, как на глазах менялось лицо мальчишки. Сначала он пробовал оправдываться:

– Ну, это же не я кидал, только снимал…

– Ты в этом участвовал, – жестко сказал ему отец. – Ты был на стороне тех, кто травил эту девочку, и ты только что одобрил поступок тех, кто так бессовестно себя повел. Это значит, что ты виноват не меньше, чем другие. А теперь представь, что завтра по палате будут летать твои вещи, а кто-то станет глумиться и снимать происходящее на телефон.

После этих слов мальчишка заплакал, но родители не стали его жалеть, хотя им это было не просто. Они пояснили, что если ввязался в некрасивую историю, то будь человеком – исправь то, что натворил. Успокоившись, мальчик отправился в палату уже не ухарцем-героем, а притихшим и повзрослевшим. И у нас было ясное ощущение того, что он постарается как-то загладить свой проступок, и уж во всяком случае, не повторит того, что сделал.

Самое большое безрассудство со стороны родителей – это попытка оправдать ребенка в любом случае, даже если он был жесток и несправедлив. Думая, что так они проявляют любовь и поддержку, на самом деле, поощряют вседозволенность. Доброта не может быть избирательной: этот человек мне нравится, и я буду к нему добр, а тот – нет, поэтому не стану с ним церемониться. Этот «хороший», а тот «плохой», этот «русский», а тот «неславянской наружности» и т.д. Прислушайтесь, это не ваши рассуждения повторяет сын или дочь?

Если вы действительно озабочены, как воспитать доброго ребенка, не будьте равнодушными, направляйте и корректируйте его жизненную позицию и сами будьте примером доброго отношения к людям.

P.S. После такой серьезной статьи можно немного улыбнуться!

Нет похожих статей.

Информация о буклете

Название буклета: «Как воспитать в ребенке доброту»;

Аудитория: родители дошкольников, школьников;

Подготовила буклет: педагог-психолог: Сорокина И.А.

Как воспитать

в ребенке доброту?

Воспитывайте в детях доброту!
Воспитывайте долго и упорно!
Душевную корчуйте глухоту,
Как в пахоте оставленные корни.
Отриньте сразу лёгкие пути,
Отсрочки: натаскаю позже, чохом.
Не дайте в детских душах прорасти
Репейнику или чертополоху.

(Евгений Мартышев)

Доброта - это самое востребованное и часто произносимое слово в современном мире. С детства мы слышим про добро, говорим о добрых делах. Но что каждый из нас вкладывает в это слово? Официальный, академический смысл этого слова записан в словарях каждой страны, на всех мировых языках. Вот что пишет Ожегов:

"Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

Или определение из более современного словаря Д. В. Дмитриева

"Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им".

Но с точки зрения педагогики не все так просто. Обучить детей этому довольно абстрактному, многогранному термину и при этом еще внедрить ряд сложных поведенческих реакций в повседневный обиход крайне тяжело. Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но, к сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим. В первую очередь за счет неустойчивости в эмоциональной сфере, динамичности и мимолетности эмпатий, быстро формирующихся, но одновременно не стойких поведенческих связей.

В этот период огромное значение имеет наглядный пример и родительская заинтересованность в развитии добрых качеств у ребенка. Педагог или психолог, определенно имеют возможность оказывать на ребенка влияние, но основополагающий вектор морали и нравственности задает семейная атмосфера. К сожалению, многим молодым родителям неочевидно как именно воспитывать в ребенке столь глубокое и философское чувство как доброта.

Что же нужно делать родителям, чтобы воспитать доброту в ребенке?

В первую очередь родителям нельзя ни на минуту забывать о том, что поведение ребенка часто зеркало их собственной жизни. Дети слышат, даже когда не слушают и видят, даже когда смотрят в другую сторону.

Любая агрессивная, эмоциональная ролевая модель будет замечена и применена ребенком при первом удобном случае. Поэтому доброта в первую очередь начинается со своей семьи. Разумеется, играет роль не только отношения и взаимодействия между родителями, но и их отношение к другим.

Доброту так же хорошо воспитывает чувство ответственности. Следует поощрять ребенка в его заботе о бабушках, дедушках, младших братьях и сестрах, домашних животных. Любая даже самая неуклюжая попытка помощи должна быть встречена с пониманием и одобрением. Важно отметить, что забота о младших или престарелых не должна быть для ребенка кабалой с принудительным исполнением. Чрезвычайно важно добиться помощи не принижением, а через понимание ребенком своей значимости в жизни своих подопечных.

Без сомнения не меньшую роль играет и информационное пространство. На сегодняшний день бытует мнение, что хороших, светлых мультфильмов, книг и кинокартин, которые учат детей добру в современном медийном поле практически не осталось, а современные представители жанра не могут научить детей ничему хорошему. Задача родителей, на этом этапе, не ограничивать, но выбирать досуг для ребенка, не отдавая выбор картин на откуп возрастному рейтингу телепередач. Если же ребенок показывает настойчивое желание посмотреть тот или иной популярный мультфильм, который не соответствует взглядам родителей, то возможно, имеет смысл совместный просмотр этого контента. Это позволит родителям объяснить и обосновать свою позицию и взгляды. Диалог в данном случае намного продуктивнее безосновательных запретов.

Не меньшую роль играет и отношение к природе в целом, ответственность и понимание значимости своих поступков.

Нужно формировать эти качества не только на конкретных привилегированных или семейных объектах, но и на безымянных кошках, муравейниках и деревьях. Основное и универсальное мерило всех поступков, независимо от их места и объекта - «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступили с тобой». Это правило позволит ребенку понять и представить последствия своих действий, не в абстрактном «хорошо» или «плохо», а в гораздо более конкретных «мне хорошо» или «мне плохо».

В завершение предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые позволят разнообразить ваши семейные выходные и одновременно с этим обучать и развивать вашего ребенка.

§ «Кукольный театр»

Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с ребенком самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.

§ «Коробка добрых дел»

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах

БУКЛЕТ 1 стр. Сорокина И.А.

БУКЛЕТ 2 стр. Сорокина И.А.