Старорусские праздники и их описание. Древние славянские праздники. Что такое язычество

Славянские языческие праздники – это одна из самых интересных и загадочных сторон в жизни наших предков. Как известно, почти все они так или иначе были связаны с определенным богом. Также праздники древних славян были приурочены к какому-либо важному событию в природе: приход весны, начало лета и другие. И это все не случайно. Ведь у славян природа олицетворялась с чем-то божественным, великим. И, кроме того, во время праздников просили плодородия земель и хорошего урожая. Для этого проводились всевозможные обряды.

С приходом на Русь христианства языческая культура стала забываться. При этом некоторые праздники трансформировались в православные. То же произошло с языческими богами, которых заменили святыми. Однако есть некоторые славянские праздники, дошедшие до наших дней.

Самым знаменитым из них является Масленица. Этот праздник был приурочен к встрече весны. Масленица всегда проводилась очень весело, сытно и долго (целую неделю). В начале недели славяне еще работали в поле. А вот с середины – только отдыхали. Каждый день Масленицы имел свое значение:

Конечно, существует много отличий современной Масленицы от языческой. Но в любом случае она проходит так же весело, с блинами, песнями и хороводами.

Рождество

Не стоит путать христианское Рождество с языческим. Как уже было сказано, это просто превращение праздника в связи с принятием новой религии.

Рождество у древних славян было посвящено Солнцу-Коляде. Накануне как раз была самая длинная ночь в году. Она символизировала то, что день отныне станет вытеснять темное время суток.

Святки и Новый год

Знаменитые двенадцать дней от Рождества до Крещения. В эти дни молодежь ходила колядовать. Для этого юноши и девицы наряжались в разные костюмы (животных или птиц). А затем толпа ряженых ходила по домам, прося угощений. А в благодарность хозяевам желали всего самого лучшего в новом году и пели веселые песни.

Смысл у колядок был очень глубокий. Славяне верили, что в эту ночь духи предков ходят по домам, принося благополучие и богатство.

Святки также всегда ассоциируются с гаданиями, особенно у девушек. И вправду, именно святочные гадания считались всегда самыми правдивыми. Гадали на судьбу, на женихов, на свершение каких-либо планов.

Что касается новогодней елки, то это тоже древняя языческая традиция. Зеленую красавицу обязательно украшали конфетами и другими сладостями. Это делали, чтобы задобрить и отблагодарить души предков. А огоньки на елке символизировали солнце.

Это самые популярные и распространенные языческие праздники славян, дошедшие до наших дней. Но кроме них в этот список также можно внести:

Удивительно, но сегодня можно побывать на настоящем славянском празднике. На таком, каким он был изначально придуман. Такие дни организуют специальные славянские общества, общины. Они максимально приближены к старинным традициям, и любой почувствует себя настоящим славянином!

☆ 06 Января
Праздник посвящён Богине Дане и Туру, сыну Велеса и Мокоши, покровителю игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти. В этот день тоже колядуют

Февраль - Лютень

Громница

☆ 02 Февраля
«Громницей» называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии

Велесов день

☆ 11 Февраля
Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить

Март - Березень

Заклички весенние (весенний Стрибог)

☆ 01 Марта
В этот день проводят обряд закличек Весны. Девицы, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная! Приди, ...

Ярилин день, комоедица, масленица

☆ 24 Марта
Когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой, славяне празднуют Комоедицу

Апрель - Кветень

Красная горка

☆ 22 Апреля
Под таким названием проходит целый ряд весенних праздников, начиная с Лельника и заканчивая Днём Земли

Лельник

☆ 22 Апреля
В этот день отмечают Лельник – праздник, посвящённый Богине девической любви – Леле. Наш, славянский, «женский день». Девушки в этот день выбирают самую красивую

Ярило вешний

☆ 23 Апреля
В этот день проводится важный обряд – Отмыкание Земли. Кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву

Родоница

☆ 30 Апреля
Заканчиваются последние весенние холода. С заходом Солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывая их посетить землю

Живин день

☆ 30 Апреля
В ночь с 30.04 на 01.05 начинается праздник – Живин день. Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, Богиню жизни

Май - Травень

День Земли (Русальный день)

☆ 10 Мая
В этот день, славяне празднуют именины Земли. Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает

Русальи

☆ 31 Мая
С 31.05 по 06.06 проходят Русальи. В эти дни русалки выходят на сушу и при свете Месяца водят хороводы, празднуют свои свадьбы, пляшут и поют

Июнь - Червень

Семик

☆ 05 Июня
Праздник Огня. В начале червня природа радует глаз буйством красок. 5.06 Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето

Купало

☆ 24 Июня
Вечером, 23.06, когда заходящее Солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец

Июль - Липень

Перунов день

☆ 20 Июля
На 27 день после Купальского праздника отмечается воинский праздник – Перунов День

Август - Серпень

Спожинки

☆ 07 Августа
К этому дню на большей части Славии заканчивается жатва, отсюда и название праздника – Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп («пожинальник») жнут молча, чтобы...

Хорояр

☆ 18 Августа
Праздник «Хорояр» - день почитания двух братьев, Хорса и Ярилы, покровителей коней. Они же Таусень и Усень, а у литовцев Тенис и Усиньш, ...

Постриги

☆ 31 Августа
В этот день проходят постриги. Когда мальчику исполняется 3 года, ему постригают волосы в знак перехода на новую ступень жизни. Пострижённому дают взрослое славянское имя

Сентябрь - Вересень

Рожаницы

☆ 08 Сентября
Праздник Рода и Рожаниц, посвящённый убранному урожаю и связанному с этим семейному благополучию. На зачине произносят славления Роду, Ладе и Леле

Радогощь

☆ 24 Сентября
С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник – Радогощь. Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом

Октябрь - Жёлтень

Деды

☆ 22 Октября
В суботу, близкую к 22.10, почитают Предков. День поминок своих родных, «Дедов» - Духов Предков, улетевших в Ирий.

Январские праздники славян

Месяц Овсень (23 ноября – 21 декабря) .
Знак: Китоврас.
Изображался в виде кентавра, получеловека-полуконя. Он наделен физической силой и мудростью, но не лишен мелких страстей и пороков. Люди, рожденные под его покровительством, обычно обладают жизненной хваткой и хитростью, способны провести любого. Но, подобно кентавру, опоенному вином (его главная слабость), подвержены чужому влиянию и могут использовать силу и мудрость в корыстных целях других. Родившиеся в овсень могут достичь больших высот, если не будут поддаваться чрезмерной тяге к удовольствиям!

22 – 31 декабря - празднование Коляды () - зимнего Новолетия начиналось в день зимнего Солнцестояния. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денёк». См. .

Большие Велесовы Святки отмечаются с 26 декабря по 5 января . Большие Велесовы Святки продолжались двенадцать святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года, и другие шесть тёмных - тёмное полуколо).
26 – 31 декабря – Светлые Святки.
31 декабря (с 31 декабря на 1 января) - Щедрец - Щедрый вечер (укр. Щедрий Вечір, белор. Шчодры вечар).
1 – 6 января – Тёмные Святки.

Прямо посреди Святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные Святки, проходит Щедрец.
Велесовы Святки, заканчиваются Турицами 6 января . Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.

В настоящее время Щедрец практически никто не помнит, так как 31 декабря во всём мире наступает Новогодний праздник. Так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца. Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым.
Для многих остаётся непонятным, почему на Новый Год принято накрывать стол так, чтобы он ломился, а от обилия продуктов разбегались глаза? Ни в один другой день в году нет такой традиции, так почему же именно на Новый Год, мы скупаем все продуктовые магазины и готовим множество вкусных блюд?
Ответ здесь кроется именно в исторических корнях праздника, который издревле именовался Щедрецом. Само название «Щедрец» - «щедрый» говорит нам о том, что в этот праздник принято накрывать щедрый стол, не скупиться на подарки и добрые дела. Обильный и богатый стол в старину называли щедрым, толстым, жирным. Как и на Коляду, в этот день ходили по домам ряженые колядовщики, пели щедровки или щедровальные песни и принимали угощения от хозяев.

На Щедровки также принято кормить домовых и духов Предков. Для них ставили отдельные блюда, приглашали к столу. Нарядная Ёлка в доме или во дворе дома тоже дошла до наших дней и говорит о том, что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок.

О значении Ели, как образе Мирового дерева, уже много говорилось в различных источниках, как образе Мирового древа Русов-славян. Кроме того, что Мировое древо в виде Ели в доме было символом сосредоточия особых магических сил, в древних ведических верованиях Русов-славян Ель - Ёлка была и символом потусторонней жизни. Считалось, что души умерших отдыхают на ветвях этого дерева. Принося в дом Ёлку, которую красиво наряжали, русские люди приглашали в дом и своих Предков, которые праздновали Щедрец наравне с живыми.

Коляда - Древний Русский Бог – Великий, Славный Пращур, и время его прихода датируется многими тысячелетиями до нашей многострадальной эры. Являясь воплощением Великого Родового Духа, Он принёс людям Звёздную Мудрость и Священный Огонь Знания, который люди стали забывать и утрачивать в те времена. Коляда собрал возле себя множество Волхвов-Жрецов с разных земель и передал им знания о Вселенной и устройстве Мироздания, помог понять суть и ВЕДАние Пути Прави, возродил Календарь - Коляды Дар.

Коляда символизирует зимнее Солнце, круг которого на СВА (небе) после Солнцестояния становится длиннее, то есть день начинает пребывать. Волшебные Святодейства включали в себя Священный огонь, горящий в центре круга. Круг - древнейший символ Солнца, Вечной Жизни и изменения, преобразования энергий, вечное движение. Круг – это один из древнейших символов, который означал также Всевышнего. Огонь, пылающий в центре круга – это новое Возрождение, Солнце идущее к лету, Свет и тепло, Древний Огонь ВЕДАния. Хоровод – осмысленное Святодейство, каждое движение в котором ведёт к накоплению Силы и взаимообмену с Богами благостью и энергией. Свет и благодать снисходит в эти минуты, объединяя в Духе и соединяя с Космосом нитями Души, сливаясь в единое сознание Вселенной! Помнить и чтить Святую Память Предков необходимо потому как древо иссыхает без корней, так и наРод погибает утеряв духовную связь со своими Родовыми корнями.
6 января - день Кащея и Велеса . Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену.

6 января начинаются Турицы, посвященные Туру - одному из древнейших почитаемых среди Русов-славян тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Русского Рода.

8 января - Бабьи каши (Матушкины каши). Повивальные бабки много знали о жизни, и Русы особо их почитали. В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, пироги, блины и другие кушанья. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее христианская церковь стала отмечать в этот день праздник «иконы пресвятой Богородицы».
Никто не обходился без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи русской старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по Солнцу.
Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой безсмертником, бабка радела о лёгких родинах.
А ещё, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечёру и учила их славить Рождество Коляды, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду.
Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь... И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей… «Подайте коровку, маслену головку, на поду печёну, коровку золочёну!».
И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке.
А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!».
И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
Наблюдали и за приметами. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот безпрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

12 января - День похищений .
В этот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы по Древнерусской астрологии (Близнецы – в современной астрологии) Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы, Велес был отвергнут Дивой и свержен со СВА. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.
Также в День Похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады (Тельца) Кощей похитил у Даждьбога его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица.
Даждьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет её искать всю зиму, и потому морозы будут становиться всё сильней, а вьюги заметут всё вокруг… В этот день почитали священный камень Алатырь.
14 января - Васильев день - день, приуроченный к дню памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарию Каппадокийскую (379), отмечаемый 1/14 января.
На Васильев день готовили кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастье и благополучии наступающего года для семьи.

По церковному календарю - это также день памяти преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).
Другие названия праздника:
рус. Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец; укр. День Маланки, День Василя, Обрізання; белор. Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конiкi, Сільвестр, Шчодрая куцця, Багатая куцця, Васільеўская Каляда, Щедрец, Багаты вечар, Шчодрык, Язэп, Давыд, Якуб, Малання; полес. Шчодры вечар Куготы, Гаготы, Агатуха.

У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер; в центральной России и на Русском Севере - Васильев вечер; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень.

Щедровки

Щедровки - святочные народные песни, исполняемые на Украине, в Белоруссии и в южных регионах России обычно под Новый год (Щедрый вечер). В Щедровках обычно величаются хозяева дома и их дети, высказываются пожелания богатого урожая, благосостояния, приплода скота, хорошего роения пчёл. Поэтическое слово в щедровках, как и в колядках, выполняет магическую функцию.

В древних щедровках и колядках отразились времена Киевской Руси и сохранились описания княжеско-дружинного быта. Однако в щедровках христианского цикла преобладают мотивы библейских и евангельских и апокрифических рассказов: рождение Христа, поклоненияе волхвов и пастухов. Во многих щедровках христианские мотивы и евангельские рассказы соединены с жизнью и бытом крестьянина (Господь волики гонить, Пречиста Діва їсточки носить, а святий Петро за плугом ходить - укр.). Образы святых вводятся, чтобы предоставить ещё большую магическую силу поэтической формуле.
Щедровки христианского цикла отличаются своим глубоким нравственным содержанием и большой художественной красотой. Основные мотивы их - христианская любовь, милосердие, преклонение к матери.

В белорусских щедровках характерные припевы:
«Шчодры вечар добрым людзям!»;
«Шчодры вечар, добры вечар!»;
«Добры вечар, Шчодры вечар, Усім людзям на ўвесь вечар!»;
«Добры вечар, шчодры Васілей!»;
«Шчодры вечар, багаты вечар!».
В украинских:
«Щедрий вечір, добрий вечір, добрим людям на весь вечір».

Богатством содержания и поэтической формой щедровок восхищались украинские писатели и композиторы, в частности Николай Лысенко, Николай Леонтович, Кирилл Стеценко, Михаил Вериковский, Константин Данькевич и другие.

Вслед за мифологической теорией к изучению внутреннего состава щедровок стали прилагаться приемы сравнительного метода, благодаря чему были доказаны заимствования не только в целом, но и в подробностях. Сравнивая их со славянскими и, главным образом, румынскими колядками, учёные попытались выделить русские исторические и бытовые черты из обширного греко-романского элемента, который, по всей вероятности, лёг в основу нынешних украинских и белорусских щедровок. Учёные видели в бродячих сюжетах живые воспоминания народа о древнерусских князьях, представляющие только случайные сколки «некогда блестящей поэзии дружинной эпохи». В I томе «Исторических песен малорусского народа» Антоновича и Драгоманова был выделен даже особый отдел таких обрядовых песен, в которых будто бы сохранился необыкновенно древний исторический элемент. По словам издателей, «в колядках и щедровках, не носящих следов христианства, следует искать остатков древнейшего русского славословия богам», а в остальных - «древнейших славословий героям и князьям». Этот взгляд несколько умеряет проф. Н.И. Петров, поместивший обширный разбор малорусских песен в «Трудах Киевской духовной академии». Здесь было впервые подвергнуто сомнению приурочение издателями некоторых обрядовых песен к таким историческим лицам, как Иван Берладник или Роман Волынский. Костомаров понимал значение этих песен несколько шире.

Сторонником мифической теории был и А. Потебня, который производил название «Усень» («Овсень», «Авсень») от санскритск. «усра», «ушас» - утренняя заря, утро, «заря, как божество», и сближал его с литовским auszra или латинским aurora. По мнению Потебни, ценность такого толкования заключается в том, что разъясняет несколько непонятный зачин большинства щедривок: «Ой рано, рано солнце сходило» и т. п., обычный в обращениях к хозяину-господарю, который при приходе щедровщиков спит и не знает о дарованных ему «радостях в хозяйстве». Как оказалось из последующих исследований, «заря» румынских и славянских щедровок имеет отношение скорее к началу весны, к «утру» солнечного года, чем к началу дня. А. Веселовский связал происхождение колядования и щедрования с римскими новолетними праздниками «общей радости», завершавшими целый праздничный цикл в честь Диониса, Сатурналий, Опалий и Календ (см. Коляда) П. Шейн не делает различия между первыми и вторыми; он говорит, что «колядки, которые поются на Новый год, называются щедрецовыми, щедрецами и щедровками.

В сознании современных исполнителей и слушателей цель щедровок и колядок состоит в том, чтобы «дом развеселить и детей разбудить». Свое пение они сравнивают то с «ластовкой» (ласточкой), то с «соловьём» или «зозулей» (кукушкой); они будят «господаря», его семью и челядь, сообщая им о «радости на дворе» или «Божьей милости». Последняя трактуется здесь с точки зрения исключительно экономической: коровы потелились, кобылы пожеребились, пчелы пороились и т. д. Весеннее происхождение щедривок видно из того, что перечисляемые в них реальные «радости» хозяина могут быть приурочены скорее к началу весны, чем к зиме, когда происходит пение щедровок. Наиболее типичными из них оказываются те, которые имеют бытовой характер. Запевало говорит, что он ходил по новым городам и долго искал королевского дворца на трех столбах, пока не нашел его во дворе прославляемого хозяина. Затем следуют пожелания «пану господарю» жить «в домочку с женой и детками, как в раечку», самому господарю - сиять ясным месяцем, деткам - частыми звездочками. Требования о вознаграждении певцам отличаются юмором: «дайте книш - бо пущу в хату миш, дайте ковбасу - бо хату рознесу, дайте калача - бо впущу в хату рогача, дайте пирог - бо не помилує Бог, дайте сало - бо заберу сани, дайте копійку - бо поберу дівку» и т. д. Наряду с шутливыми сюжетами, в щедровках находим религиозные мотивы с заметными апокрифическими чертами; в большей части щедровок фигурирует Панна Мария (Богоматерь); это указывает, быть может, на западное, отчасти польское происхождение таких мотивов. Тексты щедровок разбросаны в многочисленных изданиях, посвященных украинскому и белорусскому народному творчеству.

Белорусские традиции

С этого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. В Западном Полесье - этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение такого названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: "Ку-гу-гу!". По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). С щедрым вечером связано много запретов, поверий и гаданий о будущем замужестве.
Обрядовый предновогодний ужин отличался богатством блюд и их скоромностью. В Белоруссии хозяин приглашал за стол Мороза: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика».
Щедровали под окнами и в домах, где славили хозяев. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась "Го-го-го, коза". Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном.
На Могилёвщине бытовала праздничная забава Щадрец (белор. Шчадрэц). Главным в игре был «щадрец» или «щедра» - парень, играющий роль девушки. На эту роль которого выбирали крупного парня. Его надевали в старьё (с маской на лице, горбом на спине, одежда пестрела колокольчиками, разноцветной ветошью, тесёмками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом (белор. жаўнерам) в соответствующем одеянии.

Украинские традиции

Важнейшими моментами традиционного новогоднего праздника украинцев сер. XIX - нач. XX вв. выступают: ритуальный стол, щедрование (обходы домов с поздравлениями, пожеланиями), гадания, ряженье, весёлые игры и забавы.
Канун Нового года своей обрядностью напоминает канун Рождества. Вечер назывался щедрым, или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где в отличие от Святого вечера обязательно были и скоромные блюда.
Накануне Нового года в крестьянском хозяйстве выполнялся целый ряд ритуальных действий производственного характера (хозяйственная магия). Так, было принято в этот день приучать к работе молодых лошадей, и волов: их впервые запрягали. В некоторых местностях на Меланку ловили воробьев и палили их в огне. Пепел перемешивали с семенами и весной ими засевали, надеясь таким образом защитить поля от птиц.
На Харьковщине утром в этот день с поздравлениями обходили дворы отдельно мальчики и девочки, что называлось «меланкувати», а вечером с щедровками шли по селу взрослые девушки, распевая:
Прилетіла ластівочка,
Сіла, пала на віконечко.
Щедрий вечір,
Добрий вечір,
Добрим людям
На здоров"я...

На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка.
Новогодний вечер у украинцев связан с девичьими гаданиями о браке.
В некоторых местах перед рассветом хозяин выносил из хаты сноп-дидух, который стоял в красном углу с Рождества, а также солому со стола и с пола, и сжигал всё это у ворот, на дороге или в саду.

14 января - первый день нового года по юлианскому календарю, начало Страшных вечеров. В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия.
При этом совершался древний обряд посевания или обсевания, известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись рано утром вместе, ходили до обедни по домам сеять из рукава, рукавицы или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали посевальную песню или приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина (большуха) старалась поймать разбрасываемое зерно фартуком. Все «засеянное» зерно собиралось и хранилось до посева - его добавляли в первую сеялку.
В некоторых местах было обыкновение накануне ходить по домам (колядовать, щедровать) и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок.
Во многих домах в этот день пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. У многих в этот день стоял на столе зажаренный поросёнок или свиная голова. При этом все соседи могли прийти в дом и угоститься этим блюдом, заплатив хозяевам немного денег, которые назавтра сдавались в приходскую церковь. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали святого Василия и боялись прогневить его.
Утром каждый член семьи старался встать первым и принести воды из колодца, родника или реки. Кому это удавалось, тот весь год будет бодрым, подвижным. Для новогоднего умывания белорусы в воду клали медные или золотые монеты - чтобы весь год быть «чырвоным і крэпкім», как медь и золото; серебряные монеты - чтобы иметь «белае» (чистое) лицо.
Васильев день в быту русского народа считался сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», «он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и т.п.
В некоторых регионах Белоруссии в этот день считали необходимым начать «для прыкладу» какую-либо работу, чтобы потом она была успешной весь год.
18 января - Интра (Индра, Индрик-зверь-змей, Вындрик, Змиулан) - сын Земун от Дыя (Ночное СВА), брат «Ящера», и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу. В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые он проникал в дома. Интра - обитатель подземелья, и в Русских преданиях сказано так: «Как Солнце на небе, так и Индра - в Нави».
В Индийских Ведах Интра - это царь-змей. На последнее указывает то, что Индерию населяют змеи, а сам Интра - муж Змеи Параскевы.
По Русским Ведам, Змиулан - победитель козла-Пана (сына Вия), по сути - своего двоюродного брата (так как Дый и Вий - братья).
В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» - Перун-Интра-Волх. Если Перун - это чистая «воинская правда», Волх - чародейство, жестокость и тёмный гнев; то Интра - это Свет и Тьма, борьба противоположностей. Интра, скачущий верхом на единороге - покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.
«Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспеванья!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!».
С 19 - 20 января ВОДОКРЕС - искра Божьего Огня - КРЕСА из небесной Сварожьей кузни падает в воды земли, наделяя их целительными, волшебными силами. КРЕС, КРЕСАЛО, ОГНИВО. Обряд Водосвятия: раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду.
См. .

Месяц Крышень (Просинец) (21 января – 19 февраля) .
21 января - ПРОСИНЕЦ - название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу - Сонм всех Богов. «Просиять» - означает возрождение Солнца. Крышень, проливающий на Землю волшебную Сурью. Просинец отмечают Водосвятием. Славят сегодня Сваргу - Сонм всех Богов. «Просиять» - означает возрождение Солнца.

Середина Зимы - считается, что Холод начинает спадать и возвращается по велению богов в Земли Русов-славян Солнечное тепло.
В этот день в Ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.

«Сурья - мед, на травах бродивший!
Сурья - также и Солнце Красное!
Сурья - Вед понимание ясное!
Сурья - след Всевышнего Вышня!
Сурья - истина бога Крышня!».

Излитая на Землю Сурья в этот день делает все воды целебными, потому верующие купаются в освященных водах. С приходом христианства – этот праздник был подменён «крещением».
В годовом круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке. В этот день Русы-славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.


Бог Крышень

В древности имя Крышня всегда упоминалось рядом с Колядой, их звали Малыми Творцами, в отличие от Великих Творцов - Рода и Сварога.
Крышень - сын Всевышнего Рода и богини Златы Майи. Он появился на свет неслучайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились Великие Холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог.
Крышень слетел с небес, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Крышень дал людям Звёздные Знания, научил варить священный напиток Сурью, спас от физического вымирания.
См. .
28 января - Велесичи .


Домовые

Кудесы - Бубны – День домового. Домовёнок Кузя - добродушный герой любимых мультфильмов. Кудесы - День угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.
Если дедушка-суседушка на Кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придёт ужинать. Название праздника - Кудесы (Бубны) - указывает на то, что наши Предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»

С древних времен Русские волхвы, ведуны, жрецы, кудесники – ведающие люди помогали своему народу, с помощью своего магического умения исцелять, предсказывать будущее, формировать нужные события, привлекать удачу. Часто ведающих, не вдаваясь в особенности и уровень их умения, называли кудесниками. В своей практике кудесники использовали и до сегодняшнего времени используют различные «волшебные» предметы – руны, камни, чаши и др.

Однако самым мощным магическим инструментом кудесника является бубен! Само слово кудесник – происходит от названия бубна. Дело в том, что в древние времена наши Предки назвали бубен кудом. Таким образом «кудесить» - это бить в бубен и творить чудеса.
Значение бубна огромно: во-первых, он модель Вселенной. Традиционно на нём изображают Мировое Древо, на котором отмечены входы в Верхний (Правь), Срединный (Явь), и Нижний (Навь) миры. Во-вторых, бубен – это средство передвижения, образно говоря, конь кудесника в его духовных путешествиях. В-третьих, это дом для его духов-помощников. Ударами в бубен кудесник призывает их и общается с ними.
Точно также как у обычных людей есть домашние животные – кошки, собаки, кони, куры и т.д., так и у каждого ведающего есть духи-помощники в духовном мире. Это те же кони, волки, львы, тигры, олени и даже волшебные животные – единороги, драконы и др.
Кроме этого – Духи (Души) Предков, ну и, конечно же, Боги. Ведь суть кудесничества заключается в умении общаться с Духовными Силами Иных Миров.
В этих мирах встречаются различные существа, в том числе и не всегда благостные. В таких случаях бубен выступает своеобразным оружием для их усмирения и даже борьбы с ними. Вот почему на некоторых бубнах (кудах) есть изображение стрел и лука. Да сам бубен символично воспринимается как духовный лук, а его звуки – это стрелы.

В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении Велесичей, воинов Велеса на СВА. Обычно Велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу - главе воинств СВА. Но есть среди них и те, которые сошли со СВА на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: Волотоманы, Асилки, Духи Пращуров, а также Духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым, а кто в дом – домовым.

Домовой – Дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя её на загнетке.
Приговаривают:
«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги - наш дом береги!».

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Названий месяцев :
Лютень - Январь
Комоед - Февраль
Таень - Март
Травень - Апрель
Листень - Май
Ростень - Июнь
Стожень - Июль
Серпень - Август
Листопадень - Сентябрь
Мокрень - Октябрь
Студень - Ноябрь
Снежень - Декабрь

Январь - Просинец, Крышень

Первое полнолуние праздник Хорса - домашний очаг
От 6 января до 12 января неделя духа праздники Мокоши - пятница, До 6 января - праздник Мокоши (до пятницы - 12 пятница). Танцы духа и принятие новых ведьм.
18-19 января - дни домового. Если в этот день ветер метлой метёт, жди на маслену метелей.
20 января - Велес, скотину чистили (Велесова неделя). Если Всю неделю морозы стоят, то мороз ещё до Стибожего праздника стоять будет.
25января - Перун, Напоил Перуна Ворон Воронович живой водой — праздник братины. Коль на этот день солнце яркое, то весна будет красная.

Февраль - Сечень, бокогрей.

5 февраля - день Стрибога ветрогона.
Просили чтоб поветрь миновала.
3-8 февраля - Велесовы дни,
дни последних охот, всё готовится к материнству, к весне рождению, с 3 по 11 семь крутых утренников.
Звёзды окликают для подородия скота.
10 - 14 февраля -
праздники Моарены, Моарену чтили, но домой не пускали, сердце злобой и ссорами в семье не остужали, добро и любовь в семью призывали.
15 - 22 февраля-встреченье (Громница),
- праздник Стречание. Весну - Ладу - встречали. Весну выкликали. Любовь из сердца своего, в божий свет, выливали. И чем больше любви люди в мир отдают, тем быстрее и дружнее весна придёт. Тем быстрее Лада Моарену прогонит. Все в селениях весёлые ходили, все друг друга поздравляли и улыбались. Хмурых снежками закидывали.
«А у нас сегодня Стречание, Стречание,
Зима с Весной встретилась, встретилась,
Весна Зиму пихнула, пихнула,
И ножечку завихнула, завихнула,
Зима пошла плачути, плачути,
Весна пошла скачути, скачути!»
На стреченье снежок - всю весну дождичек.
Первая пятница. В этот же день Перуно почитатели празднуют Громницу. Почитают Перуна Свароговича (Сварожича). Громница - свеча Перуна. Обносили этой свечой дома, амбары, хлева, потом весь год зажигали ее в грозу, когда кто-нибудь в доме умирал либо рождался. Христиане заменили этот праздник на «Сретение Господне» (1-й четверг у Перунистов).
25-февраля-Хорса,
праздник купцов - удальцов.
28 - февраля - день Велеса.
Буди день тёплый - рожь уродится, звёздная ночь - урожай на горох и ягоды.

Март - Протальник, нет в марте воды, нет в апреле травы.

1 марта - праздник Стрибога, на покой полетел
Если на день Стрибога полнолуние выпало - урожай на грузди и огурцы будет. Коль месяц новичок быть лету градному. Коль ветер северный дуть будет - Зимник, то лето холодное будет. Коль ветер Шеломник - юго западный, то лето мокрое. Коль ветер Полдничный - южный - то лето тёплое.
9 марта - Сварожий день -
коль грачи прилетели дружная весна грядёт. 40 утреников по Сварожьему дню встречай.
19-24 марта - Лады, Шел 7 дней.
Пробуждение земли. Выбирали самую красивую девушку - Додолу, наряжали ее зелеными ветками и обливали ее водой, 2-я пятница (на юге, под Киевом). Пробуждение земли. Освещение капища.
25 марта - Ярилин день -
коль на этот день дождь - ожидай богатую рож. Гроза - к орехам и грибам.
Первое полнолуние после праздника Лады - праздник Велеса
Весеннее равноденствие - праздник богини Сва, праздник времени. Праздник Родогош.

Апрель - Березень, земля преет.

1 апреля - день водяного,
коль разлив, да ледоход -травы много, сенокос ранний.
1 апреля - свадьбы домовых!
3апреля - 12 апреля Сварога,
коль теплынь встала, доставай пчёл из ольшаника.
16 апреля - день Даждьбога,
сей капусту на рассаду, чтоб кругла была как солнышко.
22 апреля-Ляльник (праздник Ляли), (Ляльник). Целую неделю празднуется «красная горка», водят хороводы, приветствуется зарождение жизни на Земле (3-я пятница). В эту же неделю празднуют дни всех богов, делают обереги на скотину, заговаривают оружие. Птиц из клеток выпускают, жаворонков подзывают.
« Гей, Вы птички невелички,
Жаворонушки,
Желторотушки,
Вы летите к нам,
Вы несите к нам,
Добро летечко,
Вы Лелеку приведите,
Вы Ярилку призовите,
Жаворонушки летите,
На крылах лето несите».

Водят хороводы, символ солнечного движения, ставят обереги на скотину, ставят обезноживших. Первое воскресение от 22 апреля был праздник Родуниц, теперь его конкретно привязали к 1 мая.
23 - день Велеса.
Коль Велесов день с теплом и с водой, то зима с добром (с кормом). Дождь, да тепло - скоту живот и добро. Коль мороз - росо воз. Ясное уторо - ранний сев, ясный вечер при плохом дне - поздний сев.
25 - 30 апреля Леля пошла по земле гулять!

Май - Цветень.

1 мая-Родуницы, Рожениц.
Зажигали 12 костров. Поминальный день духов предков. Вспоминали их Любимые песни, шутки, ели, пили, рассказывали забавные Истории, устраивали состязания (4-я пятница). В этот же день отмечали праздник Перуна. Коли погоже, уборка хлеба пригожа. Когда то именно в этот день был праздник вербы, ей ломали, ею встречных парней - парубков били, лихорадок, болячки, неудачи, плохую жизнь с людей прогоняли. Надо было прут вербы от листьев отбить. А на самом деле, девчата смотрели, кто из парей как себя при этом ведёт, смеётся ли, сердится ли. Хотя орать нельзя было, надо было своё молодчество показать. Не осрамится перед девчатами. Иначе сраму не избежать на целый год, потешаться станут.
«Верба хлёст,
Бей до слёз.
Будь здоров,
Будь удачлив,
Будь счастлив,
Будь красив,
Быстрый как лоза,
Рости не ломайся,
Матери и отцу поклоняйся!»

Когда-то на этот Праздник забивали быка белой масти. Скотина в поле выпускалась. На полях начинали, появляется, вершки ржи (озимых) Всходило созвездие Плеяд, Стожары.
Выставляют Улья пчёл.
5 мая-Хорса, день домового,
чистили хаты и дворы, сжигали весь мусор в огне.
5 - 11 мая - Ярилы праздник,
Ярилу выкликали, чаши ставили. Праздник конюхов.
7 мая - праздник Утреней Зари Зарницы - Красной кобылицы. Праздник лошадей.
9 мая - день змеи Скоропеи - медяницы,
просыпались змеи и выползали греться под весеннее солнце. Первое полнолуние от змеиного дня ночи Велеса, просыпались русалки и лешие, неделя леса. Коль в этот день туманно - всё лето мокро будет. А восход солнца медяный, багряный - змея медяница грозовое лето нашлёт.
10 мая - день Даждьбога.
Даждьбог отверг Моарену и обручился с Денницей. Читают на любовь, к родному порогу привязывают.
14 мая - день Стрибога,
прошли сиверы, ветры холодные чухонные.
16 мая - Ляльник,
детям, маленьким зверятам праздник устраивали. Лялька пришла, тепло принесла.
20 мая-Велес,
Вешали на шею скотине колокольчики. Коли на дубу макушка с опушкой, будеш мерить овёс кадушкой.
29 мая - праздник Перуна, Мокоши
просили воды, но без града. Коль дождь пришол, ему косы показывали, и косы и серпы точили.
30 мая - день Велеса и Стрибога,
бани, избы ставить начинали.

Июнь - Изюк, Крестень, Солнцеворот.

4 июня - Ярилы,
Ярилу встречали, тёплого лета просили, урожая. Солнце в полях встречали. Коль утром солнце яркое вставало, рожь да перлова хороша в полях будет. Коль через тучи пробивалось, с хмурым и дождливым днём то только конопле урод.
5 июня - день Стрибога,
коль Полуденный ветер (южный) - к урожаю яровых, коль Побережник (северозападный) - к сырой осени, коль Восходник (восточный) - к поветриям.
Первое полнолуние от Ярилина дня была Свивка, теперь конкретная дата стала.
11 июня - Перуна, рождение Перуна.
Праздник смерти и возрождения.
15 июня - русальи (ведимина неделя), Русалья неделя, Свивка -
свивали из берёзовых веток венки, вместе с ними свивали свою судьбу. Хороводы водят, в последний день русалей недели идут на погост и обметают цветами могилы близких. Солнце за зиму, лето на жару.
19-24июня - неделя Мокоши,
Включает в себя и праздник Купало - летнее солнцестояние. 24 июня - змеиный день, в честь того, что Перун победил Скипетра, проткнул его копьем и искупал в семи священных водах. В этот день обливали друг друга водой (6-я пятница). Но вообще то, в эти дни все празднуют всех богов. Первое полнолуние от праздника Купавы - День Тихого Солнца. Надо Солнце встречать, силу от первых лучей черпать. Конус силы. (Рог силы) До Купалова дня просите детки у бога дождя, а посля не надо.
27 июня - Перунов день,
коль дождь пошол, то семь недель лить будет. А Зарница - хлеба зорить будет.

Июль - Червень, Цветень.

4июля - Великий Велесов праздник, день рождения Велеса
(молочная спелость зерна). Черница (черника) поспела, рожь серпай.
5 - июля Перынья,
дождя просили не лить, лихое снимали, на урожай делали.
6, 7 июля - Праздник Радунья,
собирали росу на лугах, красу наводили, детей от испугов, сполохов ладили. Благодарность клали.
6 -15 июля - Мокоши Родуниц (росу по лугам собирали).
Великие росы, коль на них дюже мокро, страде худо.
12 - июля - праздник Велеса. День стопы Велеса. Трава на лугах коситца. Почитание Велесу.
14 - июля, победа над змеем Индриком.
Прощение всем людям обид напрасных. Помин по усопшим и погибшим воям. Жниву зачин.
15 июля - Праздник Ярилы.
Праздник вдовий - чтоб снова замуж выйти. Утренники холодные пошли.
20 июля - Перуна, главный.
Жертвоприношения, почитание всех погибших за Землю Русскую, праздник будущих и прошедших побед Русичей. Всю ночь жгут 8 костров. До обеда лето, вечером осень.
24 июля - день Симаргла, Рода.
Коль утро холодно и дождливо, зима холодна и стыла. Просили, чтоб пронесло и мороз не стукнул, град не побил.

Август - Зарёв

3 августа - Стрибожий день, День Стрибога Ветрогона.
Вихры к крутой зиме.
1-7 августа-Велеса и Ярилина неделя,
грибника - ягодника, зерна и приплода. Начало засева озим. Первое полнолуние от Велесова дня, праздник Хорса, сейчас приурочен к 5 августу.
5 августа-Хорс,
Хаты чистят, завистливые призоры выгоняют, праздник печи и избы.
19 августа - Велесов день,
конец жатвы, Велесу бороду завивали. Оспожинки - обжинки. Лошадиный праздник.
Звезда Спика вставала на небосводе.
28 августа - Мокоши, Родуниц и Лады.
Мёд собирали с ульев. Коль брусника поспела, овёс дошол.

Сентябрь - Овсень, много желудей к тёплой зиме.

Первое полнолуние был его праздник. Теперь зделали 1 сентебря и праздник овсеня переименовали в Сёмин день. Первая встреча осени.
9 сентебря-Мокоши,
Осыпали головы зерном, жгли 7 костров, праздник урожая (9-я пятница). Лету конец.
15 сентебря - праздник Святогора богатыря.
Капустные вечера.
16 сентебря - Лели,
детям праздник справляли, та скотинка что весной родилась, просматривалась, кого оставит на род, а кого под нож или на продажу пустить. Овец стригли. Коли журавушки да аисты полетели то падёт на покров мороз, а нет - то позже.
20 сентебря - Ночь добрых духов,
ходили в рощи священные, на погосты, духов задабривали, совета спрашивали.
23 сентебря-Дивы (Дивоны), — осеннее равноденствие.
Первое воскресенье после осеннего равноденствия - праздник Даждьбога (прощались). Первое полнолуние после осеннего равноденствия ночь Вия.
24 сентября - день Велеса рябинника хмельника,
начинали брагу, пиво, мёд варить. Пчёл на зимовье определять. Муравьи начали хаты запирать.

Октябрь - Грудень.

Коли лист с берёзы чисто упал - легкий год жди, а коль не чисто - плохая зима будет. Ива рано инеем покрылась - долгая весна ожидается.
4 октября - Велеса и леших.
Лешие, водяные, русалки в спячку впадают. Ветер Восходник (восточный) дует - зима холодная будет. Праздник охотников.
С появлением звезды Арктур на небосводе отмечался праздник Рода Родуниц, Все своих предков поминали, за год благодарили.
Первое полнолуние после появления звезды Арктур - праздник Зари, сейчас приурочен к конкретной дате.
14 октября-Заря Утренняя,
начала шить брату фату, женихов к своему подолу пришивали. Порошиха легла к грязи на дорогах.
28-31 октября - дни Мокоши,
Праздник живого огня. Вся неделя Мокоши (10-я пятница). Праздник удачи и хорошей судьбы. А также ночь всех духов Земли (главный праздник — ведьмовской!).
31-2 октября-ночь стихий и дедовы ночи,
праздник огня, воды, ветра, земли. Восхождение звезды Антарес, 7 дней праздника Моарены и её 12 дочерей,
Почитали, на болото и в леса им помин ставили.
Первое полнолуние от восхождения звезды Антарес, праздник Сварожичей, праздник чаши, и изобилия.

Ноябрь - Грудень

3-9 ноября - Мокошина неделя.
Коль лёд реки сковал, то зима лютая, а весна дружная.
10 ноября - сутки домового,
Двор мороз студит, дом печь хранит. Праздник печи.
Первое полнолуние от Дня домового - ночь Вия и змеи Скоропеи. Коль дождь прошол, то оттепели до праздников Рода жди.
15 -11 - ноября день Сварога,
бросил на землю божии вещи.
28ноября-Мокоши пряхи.

Декабрь - Студень

5 декабря-Хорса,
праздник купца, и дома. Трещат морозы, скотину береги.
10 декабря - Стрибога ветрогона.
Коли ветра след заметают - дороги не быть.
11 декабря - праздник деда Карачуна.
Пироги кулебяки пекли, всех угощали (чем больше в кулебяки слоёв с разной начинкой тем лучше), помин умершим клали.
12 декабря - Даждьбога праздник.
Солнце на лето, зима на мороз. Олади и блины пекли, курей да петухов били.
20 - 24 декабря - праздники Ярилы (Яруна)
Неделя перед Колядой - неделя Велеса и Вия.
25декабря-Даждьбога.
Ясный день к урожаю, небо звездато к большому приплоду скота.
26 декабря - праздник Мокоши (11 пятница), праздник Рода (1 понедельник).
Коль тропинки чёрные к урожаю гречки.
Праздник Перуна - чаши братины. В первое полнолуние от Коляды празднуется Перунов Овсень. Перуно почитатели сыплют в углы домов ячмень, овес, гречку:
«Ходит Перун на Овсень - день,
Носить зерно по хатам не лень,
Где взмахнет - жито растет.
В поле ядро - в доме добро».
зо декабря-Лели

Нынешнее поколение людей наблюдает за миром сквозь призму современной науки. Даже самые удивительные проявления стихии, типа землетрясений, наводнений, ураганов или торнадо, извержений вулканов, солнечных и лунных затмений, не вызывают столько трепета как это было у наших предков. Современные люди в большинстве случаев видят себя больше повелителями природы, чем ее жертвами. В стародавние времена у людей мировосприятие было совершенно другим.

Все, что случалось с ними или вокруг них, было не совсем доступно для их понимания, и все, что с ними происходило нужно было как-то объяснять. Как утверждает современная наука, в своем неведении люди все приписывали самым разнообразным потусторонним силам — богам, полубогам, феям, эльфам, дьяволам, демонам, призракам, неупокоенным душам и пр.

Причем все это обитало на небесах, под землей, в огне, а также в воде. Люди считали себя зависимыми от этих сущностей, ведь от их расположения зависело многое, в общем-то, весь их уклад. В итоге именно из-за страха перед неведомым и начинаются почти все религии, в том числе и славянские.

Не найдены пока точные сведения, как и откуда славяне появились в Европе, и какие народы являются их прародителями. Ученые считают, что в I тыс. н.э. славяне занимали обширную территорию: от Балкан до Центральной Европы и Днепра. В ту пору на территории современных российских границ славянских племен не существовало.

Приблизительно в VI веке в общеславянском единстве выделились три ветви: южные, западные и восточные славяне. Южнославянскими народами (сербами, черногорцами и пр.) в дальнейшем стали славяне, поселившиеся на рубежах Византии, понемногу сливаясь с ее обитателями. Западные славяне заняли современную Польшу, Чехию, Словакию и отчасти Германию. А восточные заняли громадную территорию современных белорусов, украинцев и русских.

Славяне занимались возделыванием пшеницы, ячменя, ржи, проса, гороха, гречихи, разведением крупного рогатого скота, охотой и рыбной ловлей. На бытовом уровне славяне пользовались так называемым ритуальным календарем, который отражал аграрную магию. В нем были отмечены все дни, связанные с весенне-летним сельскохозяйственным сезоном, было рассчитано все: и посев семян, и жатва.

Языческие праздники древних славян

Основу обрядности славян-земледельцев составляло учение о том, как успешно повлиять на божеств стихий, чтобы получать хорошие урожаи. До нашего времени дошло большое количество стародавних святилищ, в которых в свое время проводились самые разнообразные обряды. Отзвуками этих священных мероприятий можно считать известные всем в настоящее время детские игры и хороводы.

Капища в основном располагались под открытым небом. Они обладали круглыми формами, основу которых составляли два концентричных вала. По их окружностям разжигались огни, внутри устанавливались деревянные идолы. Тут же на горящем жертвеннике и приносили жертвы богам, причем не ограничивались они и человеческими. Внешние круги капищ предназначались для того, чтобы люди употребляли жертвенную ритуальную пищу, и назывались они «требищами». А круглые формы таких храмов и определили их наименование – «хоромы» (от слова «хоро», которое означало круг).

Ритуальная составляющая славянского язычества условно подразделялась на две сферы. В первой из них были ритуалы, связанные с общиной. Это календарные праздники, аграрного культа, а также праздники как дань чести богам. Во второй были семейные ритуалы и обряды, например, свадьбы, «родильные» обряды и похороны. Большая часть ритуалов общинных относилась к календарным циклам, а семейных — к жизненным.

Зимние праздники древних славян

В конце декабря-стуженя, когда дневное время уже прибывает, отмечается праздник, именуемый Коляда. Так, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, колядники рядились медведями, козами, конями, прогуливались от дома к дому с песнями, называемыми «колядками». Вместе с пожеланиями всех благ для дома и собиранием подаяний – пирогов, караваев и сладостей, они шутливо обещали скупцам разорение и нищету.

Тогда было принято считать, что пока люди колядуют, нечистой силе приходится неистовствовать и похищать с небес Луну и звезды. Празднество воплощало переход светила от зимы к весне, победу светлых сил над темными. Для оказания помощи солнцу в победе над злыми духами народ жег кострища, пел песни и плясал вокруг огней. Кое-где Коляду именовали Авсеней или Таусеней, что, по предположениям исследователей, происходило от Ясеня и было одним из солнечных имен.

У древних славян было поверье, что умершие не лишены всех ощущений жизни. Оттого зима была просто ночью, мраком для душ предков, а весна – пробуждением новой жизни. В период празднества зарождения солнца – Коляды, было принято считать, что мертвые вставали из своих могил, а их души странствовали по миру, пугая живых. Следовательно, при праздновании Коляды наблюдалось смешение солнечного культа с культом усопших, что было характерным и для иных языческих праздников славян.

Весенние праздники славян

Еще одним праздником, сохранившимся до наших дней, назвали Мясопусту, которую впоследствии переименовали в Масленицу. Его отмечали в начале весны, но поскольку на этот период приходился Великий пост, то с принятием христианства торжество перенесли на неделю перед ним и частично к Светлому Воскресенью.

Масленица – праздник в честь бога Солнца , которых у славян было четыре, поэтому проводился такой солнечный ритуал: в период празднования на больших санях возили ряженого мужика, сидевшего на колесе, которое располагалось на закрепленном на санях столбе. А колесо, конечно же, у славян символизировало солнце. К тому же в период празднования Масленицы мужики занимались кулачными боями, борьбой, а детей радовали выступления с медведями. Традиционным масленичным блюдом были и остаются – блины.

Кроме того, Масленицу считали еще и поминальной неделей, а блины пекли на поминки. Первые блины всегда отдавались бедным для того, чтобы те смогли помянуть умерших. Опара готовилась у речки или озера вечерами, когда появлялись звезды с призывом месяца заглянуть и дунуть на опару. Все это делалось втайне от всех, будь то домашние и посторонние.

Есть еще и так называемая непотревоженная Масленица. Это время, когда с началом весны, народ посещает могилы своих усопших предков. Было принято считать, что их души поднимаются из могил, чтобы разделить поминальные блины с теми, кто их принес. Приход весны обычно встречался на «красных горках», на которых водились хороводы, проводились весенние обряды, а напоследок сжигалось соломенное чучело. Это была Мара, которая считалась олицетворением не только зимы, но и смерти.

Праздновался еще 12 апреля Навий день. В этот день люди посещали могилы умерших родных. Навий день считался обрядом воскрешения покойников.

Летние праздники славян

Третьим важнейшим праздником был праздник Ивана Купалы. Его отмечали на Иванов день летнего солнцестояния в честь божества лета и плодородия Купалы. Следует отметить, что в ночь с 23 на 24 июня, считалось, что травы обладают чудодейственной силой.

Люди верили, что только в эту ночь расцветал папоротник, а нашедший его узнавал язык всех живых существ. В это время полотно рек было застлано серебристым сиянием, а деревья передвигались и шумом ветвей общались сами с собой. Само солнце выезжало из своего дома навстречу месяцу в упряжке из трех коней, которые были: один золотым, другой серебряным, а третий бриллиантовым.

В этот день в лесах зажигали костры, чтобы проводить всякие ночные собрания и игры. Так, молодежь, взявшись за руки, прыгала через огонь, что считалось ритуальным очищением. В дополнение ко всему и в день Ивана Купала повторяли обрядовое истребление соломенного чучела, все той же Мары, с той лишь разницей, что его пускали ко дну.

Осенние праздники славян

Конечно же, в осеннее время, как и во все остальные времена года у славян имелось множество праздников, но можно остановиться на двух из них. Это такие праздники как: закрытие Сварги (Вырия) и день Сварога. Эти дни праздновались 14 и 21 сентября, соответственно.

14 сентября — день Сварги (Вырия)

Считалось, что в этот день богиня Жива, которая являлась олицетворением плодоносности, юности, красоты всего естества и людей - в общем, весны — покидает Землю, и в свои владения начинают вступать Мороз с Зимой. Заканчивается уборочная, и люди стараются отблагодарить Живу за отсутствие голода и за плодородие, ниспосланное ею на Землю. Древние славяне верили, что птицы, собирающиеся улетать в теплые края, совершают перелет в верхний мир, в котором находятся души усопших. В такие моменты людям приходилось обращаться к пернатым, с просьбой доставить известие от них к своим умершим родственникам.

Вырием (или Ирий-садом) древние восточные славяне называли Рай. Они веровали, что на той стороне, за облаками или там, где находится теплое восточное море с бесконечным летом, и было месторасположение светлого небесного царства. В Раю росло мировое дерево (по предположению ученых, это мог быть дуб или береза), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Когда-то ключи от Ирий-сада держала у себя ворона, но после гнева на нее богов, ключи получила ласточка.

В соответствии с народными легендами, в Ирий-саду возле колодцев находились места, уготованные для будущих жизней хорошего, доброго люда. В них была чистая ключевая вода, а вокруг колодцев благоухали цветы, на деревьях зрело множество молодильных яблок, и стайки райских птиц пели сладкие песни.

21 сентября — день Сварога

С наступлением праздника Небесного Кузнеца - Сварога уже происходило закрытие Сварги, которое считалось прерыванием связующего звена между Небесами и Землей. Земля понемногу сковывается морозами, а влияние светлых Сил уменьшается.

Девушкам приходилось снимать избы, чтобы устраивать братчины. Порой они собирались по всей деревне, и на протяжении трехдневного срока приглашали юношей на гулянки, а присутствующие в компании девушки-невесты считались хозяйками в таких домах. Во время вечерок рассказывалось множество волшебных, страшных и игривых сказок, с озорными играми в которых были и поцелуи.

Братчиной (кануном, свечой) называлась совместная трапеза, в которой участвовали полноправные члены общины из одной деревни. Она устраивалась вскладчину вслед за проведением молебна. Невзирая на то, что власти запрещали братчины, они всюду сохранялись на бытовом уровне в крестьянской среде. Братчина основывалась на благочестивых обычаях. Это были поминания святых, к помощи которых обратились когда-то общины, чтобы спастись от бедствий.

Праздники древних славян и христианство

На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением

Изменялись люди, изменялись мыслительные процессы, изменялось сознание, усложнялись, менялись и вероисповедания. Христианству, пришедшему на территорию Киевской Руси путем жесточайшего насилия от меча князя Владимира, суждено было растоптать языческие святыни, идолы и капища. Христианство, как религия, данная для одного народа, для его менталитета и его уровня сознания, вошло в противоречие со славянским язычеством. Оно противостояло этическим соображениям народа, его эстетическим привычкам, и естественно не учитывало сформировавшийся уклад жизни восточных славян. Однако язычество не сдавалось просто так. Оно просто не могло в один миг выйти из массового сознания целых народов. Для этого понадобилось как минимум триста лет, чтобы из христианских храмов исчезли многие языческие символы, такие как свастика или коловорот, хотя они и не исчезали полностью.

Например, на царских коронах Романовых можно обнаружить свастику, которая означала вращение солнца, а не символ фашистской Германии времен Адольфа Гитлера. Кстати, свастику можно было обнаружить и на некоторых первых наградах молодой советской республики.

Даже спустя тысячелетие шествования христианства по Руси благополучно празднуются многие языческие праздники, и Масленица не единственный из них.

Кроме того, ни зимние, ни летние святки, считавшиеся играми в честь божества Световида, которые происходили во время солнечных поворотов то ли к лету, то ли к зиме тоже не остались на веки вечные забытыми. Летним святкам до некоторой степени пришлось слиться с Троицей христианства, а зимним — с рождественскими празднествами.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них