Духовное развитие. Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие Развитие духовной личности человека

Уже в который раз принимаюсь за тему, где главную мысль предваряю различными разъяснениями. А потом оказывается, что чуть ли не каждое из этих разъяснений тянет на отдельную статью. В итоге исходная задумка откладывается на неопределенное время. Процесс интересный. Смотришь, как изначальная мысль поворачивается разными гранями и раскрывает дополнительные черты. Сегодня продолжаем тему психического здоровья. Рассмотрим ее в контексте душевного развития.

Хорошее психическое самочувствие – это не следствие каких-то «правильных» качеств личности, а следствие согласия с теми качествами, которые уже наличествуют в настоящем. То есть, пока человек собой недоволен, каким бы умным и добрым он ни был, спокойствия ему не видать. И напротив, если не отличаешься большим умом и добротой, но живешь в согласии с собой, душевное самочувствие нормализуется.

Здесь подчеркну – речь идет не о каких-то субъективных признаках душевного здоровья, а о фактическом личном самочувствии. Общество же такую, удовлетворенную своей жизнью личность, может запросто и осуждать, и превозносить, считать по своим меркам отнюдь не здоровой, или напротив – образцом для подражания.

Для человека, живущего в согласии с собой, и эталоны – словно причудливые ритуалы заморской страны – принимать их всерьез не получается, а учитывать на всякий случай можно.

И где-то здесь у многих возникает справедливый, закономерный вопрос: если нет недовольства собой, как же тогда развиваться и двигаться по жизни? Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?

Движение по жизни можно рассмотреть с двух сторон. Первая – «внутреннее» душевное развитие, вторая – «внешняя» социальная активность. В сегодняшней небольшой статейке затрону только первую. О социальном развитии буду говорить в следующий раз. Постараюсь не затягивать.

Дело в том, что все необходимые для душевного развития перемены происходят спонтанно по мере осознания происходящей жизни. А не так, что дескать, «дайка я изменюсь и помудрею». Например, когда человек по-настоящему осознает тщетность своей капризности, ему никаких волевых решений для перемен не требуется. Устаревший стиль поведения, как очевидно невыгодный, отваливается сам.

Примерно то же самое происходит и на уровне чувств. Волевым модификациям они не поддаются. Осуждать и наказывать за них бесполезно – будут разве что подавлены… До поры до времени. Но чувства можно изучать, исследовать , на которых они держатся. И надо бы понимать, что даже такое самопознание не дает никаких гарантированных результатов.

Поэтому примирившаяся с собою личность не пытается себя искусственно переделывать, либо эти попытки становятся чем-то вроде ненавязчивой игры. Можно продолжать развиваться, пытаться стать «лучше», добраться до какой-то новой вершины, но такое развитие перестает быть натужным обязательством, и становится чем-то вроде развлечения, или свободного предпочтения из разряда «почему бы и нет».

А если, как водится, личность осмеливается выбирать самостоятельно, куда и в какую сторону расти и , тут-то и начинаются проблемы. Намеченные поверхностным умом душевные перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.

Даже если человек регулярно практикует медитацию, или самоанализ, все равно любые ожидания конкретных результатов заводят в тупик разочарований. .

Но если ту естественность, в которой себя выражает тело и душа не подгонять, а чутко к ней прислушиваться, может, и не раскроешь каких-то выдающихся качеств, зато появляется шанс почувствовать созвучие с происходящим.

Представьте рыбака, пришедшего к незнакомому берегу с надеждой выловить золотую рыбку. А ему попадаются одни шпроты и сельдь – неплохой по иным меркам улов, мог бы вообще ничего не поймать. Но рыбак негодует и обижается на судьбу, ведь он планировал совсем другой результат, а на количество и качество реально пойманной рыбы, даже не обращает внимания.

Так же и душевное развитие – словно вечно новая река, не поддающаяся контролю. Можно создавать подходящие условия – обучаться навыкам рыболовства, снаряжаться снастями, выдвигаться к водоему. Но качество улова – это уже реальный потенциал реки, не зависящий от подготовки и притязаний рыбака.

Поэтому и психологи клиентов не переделывают, а помогают разобраться в том, что происходит на текущем этапе в личной реке жизни. Естественное душевное развитие происходит не из какого-то самонадеянного волеизъявления, а на почве реальных сведений о себе и мире.

А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного. Поэтому недовольство собой и жизнью приводит не к душевному развитию, а к разочарованиям. Другое дело, что сам опыт душевных блужданий может оказаться полезным, как дополнительная эффективная насадка на фильтр разума, процеживающий чистое знание от иллюзий.

Проще говоря, себя надо бы не улучшать, а исследовать. Именно самопознание приносит отдельной уникальной личности естественное для нее душевное развитие.

С социальной активностью все не так однозначно. Ее обсудим в следующей статье.

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Понимание духовности

Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Наиболее важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней силы, позитивности), познание и реализация своего предназначения. Истинно духовные знания делают жизнь человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу. Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.

Внутренняя сила – способность достижения каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград. Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах. Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих. «Ничто меня не остановит» – их девиз.

Слабость – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».

В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений. Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более сложные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов.

Получение силы подчинено универсальным законам, но она может быть светлой или темной, что определяется реализуемыми целями и методами. Различение Добра и Зла – один из ключевых вопросов всех мировых религий и большинства духовных школ, именно он определяет выбор пути развития. Светлый путь – путь Любви, Добра, Справедливости, служения Богу и обществу. Темный путь – совершенствование во Зле, путь насилия, страха, разрушения, борьбы с Богом, обществом и т.д.

Доброта, позитивность – чистота мыслей и мотивов, отсутствие каких-либо негативных эмоций, способность сохранять доброжелательность, удовлетворенность в любых, самых неприятных ситуациях, способность любить и верить, видеть в каждом человеке творение высших сил и желать ему счастья. Все это достигается соответствующими духовными практиками, ведет к просветлению и другим возвышенным состояниям. Зло, негативность (в той или иной мере свойственны почти каждому человеку) – обман, желание зла, злость, зависть, страхи, несвобода, насилие, агрессивность, неверие в Бога или целенаправленное служение злу, преступления и любые другие нарушения духовных законов, воли высших сил.

Значение духовности

Значение духовности трудно переоценить. Она позволяет человеку подняться над миром животных, шаг за шагом, по мере своей эволюции, познавать волю высших сил и приближаться к божественному совершенству. Осознавая значимость духовного развития для Бога, человека и общества, совершая великий подвиг, в различные эпохи приходили свои миссии (существа высокого уровня: божества, боги), чтобы передать людям духовные знания, основать религии и учения. Именно они во многом определили историю и культуру множества народов.

Основное предназначение человека перед высшими силами, о котором говорят все религии и позитивные учения – стать помощником Творца в реализации его замыслов, служить Богу. Путь реализации предназначения – развитие – достижение духовного совершенства и раскрытие всех, заложенных в человеке способностей. Жизнь на Земле – это уникальная возможность для наслаждения, добрых дел и развития, большой учебный класс. Когда обучение закончено, можно уйти в более высокие миры, «выйти из колеса сансары», «родиться в мире богов» (по буддизму).

Власть над собой – один из наиболее значимых результатов духовного развития. Эта власть означает, что в человеке живут только те чувства, желания и эмоции, которые он считает правильными, которые его усиливают, т.е. он свободен от раздражения, обиды, злости и т.д., спокойствие, доброжелательность и удовлетворенность стали его природой. Для такого человека нет принципиальных преград к каким-либо внутренним изменениям, он способен реализовать в себе любые знания, качества и состояния, которые ему необходимы.

Получив силу, власть над собой, человек способен получить и власть над своей судьбой. Все основные жизненные цели: работа, личная жизнь, формирование окружения – становятся достижимыми, т.к. духовный человек знает, каким образом «вещи происходят», как влияют на судьбу духовные законы, кармические задачи, прошлое, где человек свободен в своем выборе, а где обязан действовать только определенным образом. Такой человек способен принимать наилучшие решения и наилучшим образом воплощать их в жизнь, приближаясь к своей цели.

Наше общество может стать совершеннее, только если совершеннее станут его граждане, если люди сумеют избавиться от состояния потерянности и озлобления, обретут смысл жизни и получат силу для ее изменения. Духовное развитие пробуждает в человеке стремление к позитивной деятельности и помощи людям, к служению обществу, поиску своего места в нем и устранению его основных проблем: невежества, бездуховности, бесцельности, нелюбви, преступности, насилия, наркомании, нищеты, экологических бедствий…

Развитие духовности

Несмотря на то, что понятие духовности достаточно широко известно, большая часть людей, все же, не понимает его истинного значения и слова Кришны, сказанные тысячи лет назад, к сожалению, остаются справедливыми до сих пор: «Из тысячи людей, едва ли, один стремится к совершенству, а из тысячи стремящихся и достигших, едва ли, один воистину меня разумеет». Если же человек, действительно, стремится к духовному совершенству, то, прежде всего, он должен принять ответственное решение и выбрать соответствующую систему развития.

Ответственное решение имеет ряд принципиальных отличий от разнообразных псевдорешений (благих пожеланий, всевозможных оправданий и т.д.). Оно основано на четком понимании значения духовного развития для себя, своей судьбы, Бога и общества, причем доведенном до такой степени, что человек может о себе сказать: «Я все преодолею, все смогу». Это соответствует максимально возможной силе стремлений и предполагает избавление от всего противоположного, от любых сомнений в необходимости развития.

Путь духовного развития не усыпан розами, он предполагает избавление от недостатков, изменение многих привычек и, казавшихся незыблемыми, убеждений, преодоление множества преград, что никогда не дается легко, без борьбы. Ответственное решение основано на том, что человек это понимает и готов к выполнению всех условий, необходимых для достижения поставленной цели. Это готовность взять на себя роль ученика, признав, что он находится в самом начале пути и с уважением относиться к мнению тех, кто стоит на ступень выше.

Выбор системы развития – в идеале должен быть таким, чтобы человек об этом никогда не пожалел. Это сложная и важная задача. Любая нормальная система развития, по сравнению с самообразованием, имеет ряд неоспоримых преимуществ: четко проработанную, проверенную временем программу и методику, дающую положительные результаты, возможность контроля адекватности развития и получения необходимых консультаций, круг единомышленников, которые готовы прийти на помощь.

В подавляющем большинстве случаев, самообразование в духовной сфере, также бесперспективно, как и попытки самостоятельно научиться играть на скрипке, управлять современным самолетом и т.п. Безсистемное изучение духовной литературы часто порождает внутренние противоречия, с которыми человек не может справиться, что блокирует его дальнейшее развитие. Первичное назначение духовной литературы – пробудить интерес к этой сфере знаний и стремление к совершенству, вывести на путь развития.

Основные ошибки

Чем сложнее область знаний, тем выше в ней вероятность ошибок и в духовной сфере их более чем достаточно. Первой глобальной ошибкой, свойственной духовным школам, является игнорирование, противопоставление или отторжение второй составляющей комплексного развития – развития энергетического (совершенствование тела, управление энергией, раскрытие экстрасенсорных способностей, др.). Объяснение такого отношения может быть каким угодно, но имеет всего две причины – элементарное непонимание или желание удержать аудиторию, убив интерес к другим вопросам.

Комплексное развитие ускоряет достижение и духовного и энергетического совершенства. Духовное развитие позволяет очистить сознание, убрать запреты высших сил, получить право на раскрытие способностей. Энергетическое развитие делает человека энергетически сильнее: повышает работоспособность, увеличивает скорость внутренних преобразований и принятия решений, при раскрытии видения, позволяет войти в контакт с тонким миром и своей душой, на практике проверить большую часть духовных положений.

«Наука начинается там, где начинаются измерения». Второй глобальной ошибкой многих духовных школ является отсутствие четко определенных критериев развития: уровней (ступеней внутренней силы) и позитивности (различение Добра и Зла). В этом случае, оно лишается конкретных целей и этапов, становится неэффективным и недоступным для анализа, часто превращается во времяпрепровождение. Наличие критериев позволяет не нарушать логику развития, вкладывать усилия в доступные задачи, дающие наибольшую отдачу.

Следующую ошибку с первого раза различить не очень просто – это фанатизм – искажение преданности, путь к катастрофе. Преданность – необходимое условие развития, способность не изменять выбранному пути, преодолевать все трудности и соблазны. Это предполагает соблюдение системой кодекса чести иерархии Света, способность видеть свои ошибки, недостатки и, по возможности, их устранять. Фанатизм – слепая вера, это оправдание любых глупостей и злодеяний, если они соответствуют догматам или спущены сверху, неспособность к критическому анализу происходящего.

Распространенной ошибкой, также, является негативное отношение к другим школам и направлениям. Чуть раньше или позже, но, все позитивные силы объединятся в единую иерархию Света на Земле, сейчас каждая из систем реализует свою кармическую задачу. Силы Света не должны бороться друг с другом, для этого есть достаточное число других противников: внутренние проблемы, болезни общества и другие проявления Зла. При выборе пути развития желательно проверить, чтобы соответствующая система была свободна, по крайней мере, от указанных ошибок.

Миание М.Ю.
доктор философии, профессор,
основатель и научный руководитель
Центра Развитие Человека

Нет единого пути для всех. Каждый из нас уникален. У каждого свои методы прохождения пути и достижения поставленных целей. У каждого из нас свое предназначение. Кому-то Вселенная подарила жизнь, чтобы завести счастливую семью, а кому-то, чтобы стать одиночкой, который ищет истину в этом мире. Но не смотря на эту «разность», каждый будет выполнять ВОЛЮ ТВОРЦА! Для него мы все равны и у него есть только одно мерило – это наше духовное развитие.

Что понимается под духовным развитием личности?

Дух – это не нечто абстрактное. Это не очередной художественный образ для обозначения уровня развития человека. Дух представляет собой бессмертную частицу божественного огня, вложенного в каждого человека Творцом. Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души.

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушать или истребить нельзя. Она неотъелемая принадлежность нашего человечества».

Святой Фоефан Затворник

Духовное развитие заключается в необходимости раскрыть свой творческий потенциал в полной мере, пройти свой ПУТЬ «Я», чтобы сблизиться с Творцом! Займись саморазвитием, делай то, к чему «лежит» твое сердце и никогда не смотри на других. Каждый движется по вектору, который сложился на протяжении миллиона воплощений. Духовных учений и практик большое количество. Сейчас целый «бум». Все стали интересоваться духовным развитием. Но в этом нет ничего странного, потому что сейчас наша Земля находится в начале своего очередного витка развития. И мы должны все этому соответствовать.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

В интернете можно увидеть большое количество тренингов по личностному росту. Но мое мнение, что личностный рост без духовного невозможен. Это две стороны одной и той же медали. Вокруг множество людей, которые научились добиваться различных целей. Но их ли это цели? Если спросить, счастлив ли человек, то скорее всего ты услышишь отрицательный ответ. Это и есть причина того, что человек занимается больше личностным ростом и забывает про свое духовное развитие. Мы научились смотреть только вне себя и забыли про свой внутренний мир, где живет наш ДУХ.

Тебе необходимо научиться разговаривать со своим духом и быть более духовным человеком. Но здесь стоит обратить внимание на то, что термин «духовность» не есть «религиозность». Религия может вызвать только борьбу. Однажды я встретил бабушку-христианку, которая отрицала другие религии и считала, что есть только Иисус. С ней я не стал спорить, просто закончил вежливо беседу, поняв, что этот человек далеко недуховный, а просто «зазомбированный». В основе духовности лежит любовь. Когда ты Творишь с любовью, значит творишь в единстве со своим духом. Тогда тебя можно будет назвать духовным человеком.

С чего начать духовное развитие?

Когда я начал заниматься духовным ростом, то вскоре ощутил изменения во всех 7 сферах жизни. Я открыл свой удивительный внутренний мир с большим количеством талантов. Научился быстрее творить силой мысли. Энергии стало больше, улучшились отношения с родителями и друзьями. Начали приходить творческие идеи и вдохновения. Я даже купил себе фломастеры, чтобы сразу зарисовывать приходящие посреди ночи «инсайты»! Понял свое предназначение. Быстро синхронизировался со своим потоком изобилия. Захотелось жить и творить с любовью, помогать другим людям становится более гармоничными.

Духовное развитие – очень важный аспект в жизни каждого человека. Это очень большая и трудоемкая работа над собой день изо дня. Духовно развиваться необходимо на протяжении всей своей жизни. Этому надо учиться самому и учить наше будущее поколение. Посмотри вокруг. Злость, ненависть, обида, вспыльчивость, раздражительность, постоянные претензии друг к другу, войны, убийства из-за денег – все это большая волна, которая накрыла наше общество. Каждый из нас застрял в материальном мире и не может продолжить свое развитие, как часть Всего Этого Большого Творчества.

Выбирай то, что тебе нравится. Лично я занимаюсь йогой. Мне эта концепция самосовершенствования очень понятна и подходит по стилю жизни. Возможно, тебе по духу будет какое-то другое направление. Здесь нужно сказать вот о чем – никогда не стоит зацикливаться на чем-то одном. Конечно, если тебе нравится медитировать, то, пожалуйста. Но все течет, все меняется. Создай свое собственное учение, с которым ты будешь гармонично жить. Оно тоже будет изменчивым, но самое главное, чтобы помогало эффективно раскрывать твой потенциал Творца и повышало твое духовное развитие, как личности!

Жизнь – это самая лучшая духовная практика, это наш лучший учитель. Становись с каждым днем более осознанным. Научись наблюдать за событиями своей жизни, понимать знаки, которая дает Вселенная. Наблюдай за природой, учись у нее. Взгляни на обыденные вещи и явления по-новому. Внешний мир – это лишь зеркало твоего внутреннего. Больше начни смотреть внутрь себя. Внешние декорации сами начнут меняться вслед за изменением внутреннего потенциала.

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека - это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

  • политика;

  • философия;

    искусство;

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух - Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же - принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей - если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие - наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

    совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

    посещение мест поклонения;

    соблюдение поста и священных дней;

    празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

    светская этика;

    православие;

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

    чувства доброты;

    помощь ближнему;

    чувства сочувствия;

    потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый - объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Политическое воспитание

Политические воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью - сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

    укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

    распространения определенного типа политической культуры.

    Рациональный компонент - передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.

    Эмоциональный компонент - это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

    Правовое воспитание

    Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

    Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

    Правовое воспитание включает следующие элементы:

    • юридический опыт общества;

      педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

      формы воспитания - внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

    Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

    Философское воспитание

    Несмотря на то что философия - наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый - в силу своего знания - стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

    Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

    Воспитание чувства прекрасного

    При словах "духовное развитие" наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

      впечатления;

      чувственно-эмоциональный опыт;

    Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

    Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики - безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

    После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции "нравится - не нравится", но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

    Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

    Следующий этап развития - анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

    Полезно также обсуждение с друзьями.

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание - это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

      логическая мышление;

    • внимание;

      воображение;

      способности;

      развитие склонности и дарования;

      желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

    Получение этих знаний достигается за счёт:

      систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

      внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

    Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

    Как происходит развитие личности?

    Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

      Младенчество - формируется базовое доверие к миру в лице матери.

      Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

      Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития - религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.

      Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи - это всего лишь повод стать лучше.

      Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

      Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

      Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

      Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

    Развитие общества

    Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс - развитие от высшего к низшему.

    Критерии прогресса:

      духовно-нравственный рост личности и общества;

      слабая конфронтация между людьми;

      улучшение взаимоотношений между людьми;

      наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

    Развитие общества может принимать следующие формы:

      эволюция - постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;

      революция - коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;

    • реформа - комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.

    Развитие духовной культуры в этом случае - приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.

Духовное развитие − это изучения устройства РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ, через познания СЕБЯ, своих чувств и мыслей, от куда и как они рождаются, как влияют на нас, на персональном и общем уровне.

Настоящий Духовный путь развития (рост Души), не возможен без реального познания себя (своего внутреннего мира чувств и мыслей).

Прийти к этому Пути способен не каждый. Кто-то занят добычей хлеба насущного, кому-то нужно личную жизнь устраивать, то есть большинство людей погружено c головой в “бытовуху” и им просто некогда остановиться, чтоб задуматься о чём-то ещё. Страх тоже имеет место быть. Ведь даже осознавая бессмысленность “гонки” за новыми приобретениями и ростом своей социальной значимости, требуется немало мужества, чтобы смело заглянуть в себя и постараться изменить привычный уклад жизни, и при этом преобразоваться самому.

Выйти из “зоны комфорта” таких людей может заставить только какое-то, из ряда вон выходящее, событие, способное встряхнуть человека – это может быть стресс, внезапное озарение, вызванное шоком, смерть близких и т.д. Событие должно дать ему понять всю иллюзорность такой жизни, где ценности приходящие, а человеческая жизнь, по большому счёту, не имеет смысла.


Когда приходит понимание и привычный мир рушится, перед человеком встаёт выбор – как же теперь жить дальше, во что верить, чему или кому служить? Что может стимулировать человека поверить в себя и задуматься о ценностях вечных и незыблемых? В этот момент перед ним открывается нелёгкий путь изменений и трансформации своего духа, открывается возможность прикоснуться к своему Божественному началу.

Эволюция Духа и Души

Духовное развитие — это Путь эволюции духа и души, который отличает людей от животных, и, ради которого мы все воплотились здесь, на Земле. Ведь смысл жизни в том и заключается, чтобы нравственными победами над своими недостатками, чертами характера и привычками очистить зеркало своей души от грязи, укрепить дух и продолжить совершенствование уже за пределами нашей реальности, в высших мирах и в более тонких материях.

Настоящее Духовное развитие возможно только при этих условиях, когда человек выйдет за рамки Разрушительного Разума, в котором есть творчество болезни, смерти, сомнений…


Наше тело является вместилищем души и посредством духа связано с Создателем (Богом или Творцом). Можно так же сказать, что каждый человек, животное, насекомое, растение, минерал или атом в совокупности составляют тело Бога, или же он проявляется посредством всего того, что нас окружает и это всё эволюционирует и развивается согласно космическим законам и циклам.

Достигнув человеческой природы, душа и тело подвергается тяжёлым испытаниям. На их пути вырастают препятствия в виде эго, сомнительных желаний, негативных эмоций, чувстве собственной важности и др. В борьбе с этими факторами человек проживает иной раз множество жизней до тех пор, пока не созреют и не сформируются условия, в которых человек уже не сможет дальше так жить, не изменив себя.


Суть Духовного совершенствования

Самое важное на пути Духовного развития – это обрести цельность своих взглядов и устремлений с желаниями души и тогда, возможно стать подобным Богу не только по образу, но и по содержанию. Любовь – это ключ к открытию в себе безграничных возможностей. Любовь – это язык Бога. Научится любить по-настоящему не просто и многие даже не имеют представления о том, что это такое. Их понимание не распространяется дальше плотского трения друг об друга и собственнического отношения к возлюбленным.

Надо научиться дарить любовь всему окружающему миру, не ожидая ничего взамен, ведь Бог уже наградил человека всем, о чём только можно было мечтать ещё при рождении. Однако некоторым этого мало и они бросаются из крайности в крайность. Отсюда и войны, и соперничество, и блуд… Это путь страданий и неудовлетворения, который разрушает тело и губит душу.

Но как, какими средствами и методами прийти к согласию с самим собой? Быть может молитва для кого-то станет утешением, но она не способна дать импульс для эволюционного роста. Религия – это ненужный посредник между человеком и Богом. В наше время она всё чаще служит инструментом манипуляции над людьми, средством наживы и грязных махинаций со стороны церкви или высших органов власти.


Только эволюция сейчас имеет значение. Поэтому избрав добровольное, твёрдое и осознанное намерение познать и изменить себя, можно прийти к желаемому результату. Как говорится – ищущих Творца много, но не многие его находят. Создатель живёт в каждом из нас, но, не занимаясь его пробуждением, мы отворачиваемся от самих себя. Он не слышит голоса наших желаний, просьб или хвалебных од — он реагирует только на проявления духа, выраженного в действиях.

Сомнения в своих силах и страх перед неизвестным будущим и, что самое главное — не осознанный выбор Духовного пути очень быстро вернёт несозревшего человека к привычному и комфортному образу жизни. Чтобы остаться верным своему выбору, на начальном этапе особенно, требуется проявить бдительность, прислушиваться к себе и одёргивать всякий раз, когда эго начинает диктовать свои условия – полный контроль мыслей и поступков.

  • Нужно принять себя, разобравшись в своих заблуждениях, ошибках, обидах, пусть и не сразу, а со временем. Прежде всего, следует научиться всегда оставаться честным и быть самим собой при любых обстоятельствах. Не надо никого винить в сложившейся ситуации и даже себя – ведь это школа, где все мы проходим обучение и с каждым классом взращиваем свою душу.


Освободившись от груза прошлых ошибок и обид, человек обретает лёгкость и уверенность в себе. Окружающий мир начинает создавать благоприятные условия для человека, наполняет пространство путеводными знаками, жизнь становится радостной и преобразуется прямо на глазах. Почувствовав внутреннее спокойствие и желание жить, человек в будущем никогда уже не сможет повторить ошибок прошлого и не совершит новых.

Ускорить эволюцию поможет чтение философской литературы, духовные практики, медитация. Религиозная литература содержит слишком много домыслов и фальши, поэтому несведущий в таких вопросах человек легко может принять на веру всё, что угодно. Есть масса древнейших и современных литературных артефактов, которые смогут ознакомить путника с устройством мироздания, с космическими и духовными законами, с понятиями, раскрывающими саму суть человеческого существа и много чего ещё.

Духовное развитие возможно только при условии, если человек искренне захочет узнать свой внутренний мир, реально изменить структуру своих чувств, дать возможность самому себе узнать, как на самом деле жить, дышать, любить, без чувств страха.

Литература:

Е.П.Блаватская, Д.Л.Андреев, Рерихи, Шри Ауробиндо, Ошо, древнеиндийские эпосы – “Махабхарата” и ”Рамаяна”, Бхагавадгита, Веды, Добротолюбие, АллатРа и многие другие книги, которые рекомендованы к глубокому изучению тем, кто избрал путь духа.