Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка. Мюнхенская функциональная диагностика развития ребёнка Диагностика "возраста ползания"

Нашла на одном сайте. Очень интересная диагностика. Много букв.

Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста.

Развитие общих движений (ходьба)

Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд. 9 мес. - 11,5 м.

Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками. 9,5 м. - 1 г. 0,5 м.

Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела. 10 м. - 1 г. 1 м.

Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см). 10,5 м. - 1 г. 1,5 м.

Идет придерживаемый за руку. 11 м. - 1 г. 2 м.

Минимум 2 секунды стоит свободно. 11,5 м. - 1 г. 3 м.

Свободно делает 3 шага. 1 г. 0,5 м. - 1 г. 4 м.

Идет и несет мяч обеими руками. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 5,5 м.

Карабкается на диван и с дивана. 1 г. 2 м. - 1 г. 6 м.

Делает три шага спиной 1 г. 2,5 м. - 1 г. 7 м.

Карабкается на стул и со стула с подлокотником 1 г. 3 м. - 1 г. 7,5 м.

Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 3,5 м. - 1 г. 8 м.

Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 4,5 м. -1 г. 9 м.

Бьет по мячу в положении стоя, не держась. 1 г. 5 м. - 1 г. 10 м.

Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой. 1 г. 6 м. - 1 г. 11 м.

Идет три шага на носочках, не держась. 1 г. 7 м. - 2 г.

Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой. 1 г. 8 м. - 2 г. 2 м.

Идет пять шагов на носочках, не держась. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Подпрыгивает один раз на месте, не падая. 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Прыгает вперед, не падая. 1 г. 11 м. - 2 г. 6 м.

Стоит на одной ноге две секунды, не держась. 2 г. - 2 г. 7 м.

Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 1 м. - 2 г. 8 м.

Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее. 2 г. 3 м. - 2 г. 11 м.

Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали. 2 г. 4 м. - 3 г.

Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 5 м. - 3 г. 1 м.

Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м. 2 г. 7 м. - 3 г. 4 м.

Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его. 2 г. 9 м. - 3 г. 7 м.

Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась. 2 г. 11 м. - 3 г. 9 м.

Развитие движений кисти руки

Снимает браслет с руки. 8 м. - 10,5 м.

Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см). 8,5 м. - 11 м.

Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем. 9 м. - 11,5 м.

Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем. 9,5 м. - 11,5 м.

Катает машинку на колесиках туда-сюда. 10 м. - 1 г. 1 м.

Переворачивает страницы в книге с картинками. 10,5 м. - 1 г. 1,5 м.

Бросает два шарика в банку. 11 м. - 1 г. 2,5 м.

Рисует точки или короткие штришки на бумаге. 1 г. -1 г. 3,5 м.

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. 1 г. 0,5 м. - 1 г. 4 м.

Надевает два кольца на пирамидку. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Рисует штришки во все стороны. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 5,5 м.

Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см). 1 г. 2 м. - 1 г. 6 м.

Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм. 1 г. 2,5 м - 1 г. 4 м.

Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм). 1 г. 3,5 м. - 1 г. 8 м.

Рисует штришки с закругленными концами во все стороны. 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы. 1 г. 5 м. - 1 г. 10 м.

Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см. 1 г. 6 м. - 1 г. 11 м.

Рисует плоскую спираль, с одним пересечением. 1 г. 7,5 м. - 2 г. 1 м.

Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Крутит ручку музыкальной шкатулки. 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Нанизывает на шнур шарик-бусину. 1 г. 11 м. - 2 г. 6 м.

Умело рисует круглую спираль с тремя витками. 2 г. - 2 г. 7 м.

Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет). 2 г. 1 м. - 2 г. 8 м.

Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток. 2 г. 2 м. - 2 г. 10 м.

Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый). 2 г. 4 м. - 3 г.

Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе - от себя). 2 г. 5 м. - 3 г. 2 м.

Имитирует пишущие движения. 2 г. 6 м. - 3 г. 3 м.

Формирует валик из пластилина (из шарика). 2 г. 7 м. - 3 г. 4 м.

Выделяет при срисовывании горизонтальную линию. 2 г. 8 м. - 3 г. 6 м.

Чертит закрытый круг. 2 г. 9 м. - 3 г. 7 м.

Восприятие взаимосвязей

Находит предмет под чашкой. 8 м. - 11 м.

Показывает указательным пальцем в указанное направление. 9 м. - 1 г.

Подтягивает к себе игрушку за шнур. 9,5 м. -1 г. 1 м.

Кладет крышку на банку. 10 м. - 1 г. 2 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех). 10,5 м. - 1 г. 2,5 м.

Пробует рисовать карандашом. 11 м. - 1 г. 3 м.

Показывает на что-либо пальцем. 11,5 м. -1 г. 4 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех). 1 г. - 1 г. 5 м.

Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см). 1 г. 1 м. - 1 г. 6 м.

Находит предмет под одним из двух стаканчиков. 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет. 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Вставляет все три стаканчика один в один. 1 г. 5 м. -1 г. 11 м.

Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка. 1 г. 6 м. - 2 г.

Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см). 1 г. 7 м. - 2 г. 1 м.

Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см). 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку. 1 г. 11 м. - 2 г. 5 м.

Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров - 5,5 см, 8 см, 11 см). 2 г. - 2 г. 7 м.

Сортирует три из четырех кубиков по цвету. 2 г. 1 м. -2 г. 8 м.

Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске. 2 г. 2 м. - 2 г. 9 м.

Строит “мост” из трех кубиков по образцу. 2 г. 4 м. - 2 г. 11 м.

Складывает квадрат из четырех кубиков. 2 г. 6 м. - 3 г. 2 м.

Развитие речи

Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие. 8 м. 11 м.

Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения. 8,5 м. - 1 г.

Говорит двойные или одинарные слоги со значением. 9,5 м. - 1 г. 1 м.

Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Использует “папа” или “мама” для людей. 10,5 м. - 1 г. 2,5 м.

Говорит два осмысленных слова. 11 м. - 1 г. 3 м.

Говорит три осмысленных слова. 1 г. - 1 г. 4,5 м.

Напевает вместе с кем-либо детские песенки. 1 г. 1 м. - 1 г. 6 м.

Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”. 1 г. 2 м. -1 г. 7 м.

Называет знакомый предмет в ответ на вопрос. 1 г. 3 м. - 1 г. 9 м.

Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”. 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Повторяет знакомое слово. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Может вербально отклонить просьбы. 1 г. 6 м. - 2 г. 1 м.

Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”. 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”. 1 г. 8 м. - 2 г. 4 м.

Использует свое имя когда говорит о себе. 1 г. 10 м. - 2 г. 7 м.

Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”. 1 г. 11 м. - 2 г. 8 м.

Называет все предметы на 12 тестовых картинка “А”. 2 г. - 2 г. 9 м.

Говорит о себе в “Я”-форме. 2 г. 1 м. - 2 г. 10 м.

Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке. 2 г. 2 м. - 3 г.

Использует числительное два для обозначения нескольких предметов. 2 г. 3 м. - 3 г. 2 м.

Использует слово “мне” или “тебе”. 2 г. 4 м. - 3 г. 3 м.

Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе. 2 г. 5 м. - 3 г. 5 м.

Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор). 2 г. 6 м. - 3 г. 6 м.

Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен). 2 г. 7 м. - 3 г. 8 м.

По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов. 2 г. 8 м. - 3 г. 9 м.

Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор). 2 г. 10 м. - 4 г.

К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте). 3 г. - 4 г. 3 м.

Понимание речи

Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”. 8 м. - 11 м.

Поворачивается, когда родители называют его имя. 8,5 м. - 11,5 м.

Реагирует на похвалу или запреты. 9,5 г. - 1 г. 0,5 м.

Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”. 10,5 м. - 1 г. 2 м.

Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл. 11 м. - 1 г. 3 м.

В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку. 1 г. - 1 г. 4 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Понимает слово “открыть” и открывает банку. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 6 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А” 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы). 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”. 1 г. 3,5 м. 1 г. 9 м.

Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела. 1 г. 6 м. - 2 г.

Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляютсятри картинки одновременно с последующей заменой одной). 1 г. 7 м. - 2 г. 1 м.

Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их. 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух). 1 г. 9 м. - 2 г. 4 м.

Показывает или смотрит на свою руку. 1 г. 10 м. - 2 г. 5 м.

Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет. 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба - летит, плывет). 2 г. - 2 г. 8 м.

Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади). 2 г. 1 м. - 2 г. 9 м.

Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”. 2 г. 2 м. - 2 г. 11 м.

Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет. 2 г. 3 м. - 3 г.

Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”. 2 г. 4 м. - 3 г. 1 м.

В ответ на вопрос, показывает свой подбородок. 2 г. 5 м. - 3 г. 3 м.

Знает мальчик он или девочка. 2 г. 8 м. - 3 г. 7 м.

Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий. 2 г. 10 м. -3 г. 9 м.

Социальное развитие

Может отклонять просьбы протестом. 8 м. - 11 м.

В ответ на просьбу дает матери предмет. 9 м. - 1 г. 0,5 м.

Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”. 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Ласкает куклу или мягкую игрушку. 11 м. - 1 г. 2,5 м.

Катит мяч взрослому. 11,5 м. - 1 г. 3,5 м.

Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию. 1 г. 0,5 м. -1 г. 4,5 м.

Помогает убирать игрушки. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали. 1 г. 2,5 м. - 1 г. 7 м.

Выполняет простые поручения по дому. 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут). 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Охотно играет с ровесниками в догонялки. 1 г. 6 м. - 2 г.

Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.). 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Пробует утешить, если кто-то печален. 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Вербально выражает чувства. 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Выражает желание в “Я”-форме. 2 г. 1 м. - 2 г. 10 м.

Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”. 2 г. 3 м. - 3 г.

Самостоятельность

Стягивает шапку с головы 7,5 м. - 10,5 м.

Берет кусочки хлеба и съедает их 8,5 м - 11 м.

Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат 9 м. - 1 г.

При одевании пробует помочь собственными движениями 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Сам снимает расстегнутые туфли 11 м. - 1 г. 3 м.

Сам держит стакан, когда пьет 1 г. - 1 г. 4,5 м.

Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается) 1 г. 1 м. -1 г. 6 м.

Иногда ест вилкой 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Самостоятельно пьет из чашки 1 г. 2,5 м. - 1 г. 8 м.

Трет руки под струей воды 1 г. 3 м. - 1 г. 9 м.

Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может) 1 г. 4 м. - 1 г. 10 м.

Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидкость черезкрай 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Поверхностно вытирает руки полотенцем 1 г. 6 м. - 2 г. 1 м.

Снимает расстегнутую куртку 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Интересуется секрецией взрослых 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть 1 г. 9 м. - 2 г. 4 м.

Снимает нижнюю сорочку, без рукавов 1 г. 10 м. - 2 г. 6 м.

Надевает сапоги или туфли 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Надевает нижнюю сорочку, без рукавов 2 г. -2 г. 7 м.

Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем 2 г.1 м. - 2 г. 7 м.

Сам расстегивает большие пуговицы 2 г. 2 м. - 2 г. 11 м.

Иногда остается сухим в течение дня 2 г. 3 м. - 3 г. 1 м.

Остается сухим во время обеденного сна 2 г. 4 м. - 3 г. 2 м.

В течение дня, как правило, сух и чист 2 г. 6 м. - 3 г. 5 м.

Сам одевает брюки 2 г. 7 м. - 3 г. 6 м.

Как правило, сухой ночью 2 г. 9 м. - 3 г. 9 м.

Полностью одевается под руководством 3 г. - 4 г. 1 м.

Оценка уровня индивидуального развития ребенка раннего возраста - очень ответственная и нелегкая задача. «Не упустить» ребенка, качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития для того чтобы помочь ему развиваться, опираясь на его собственные возможности, очень важно. Детское развитие дает именно в раннем возрасте шанс так называемой абилитации, т.е. улучшения, а не восстановления, которая мало до сих нор исследована и поэтому используется недостаточно 4 .

Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным, Н. М. Аксариной, С. М. Криви- ной, М. Ю. Кистяковской, Н. Ф. Ладыгиной и другими исследователями. В дальнейшем показатели нервно-психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и дополнены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования Р. В. Тан- ковой-Ямпольской, Э. Л. Фрухт, К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной. Эти авторы впервые в нашей стране внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста 1 .

Проблема диагностики умственной отсталости и дифференциации ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской, С. Д. Забрам- ной, Э. И. Леонгард, В. И. Лубовского. Сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования под руководством Е. А. Стребелсвой был разработан комплекс методик, позволяющий осуществлять контроль за ходом психического развития детей, своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики, дифференцировать детей с задержкой психического развития и умственно отсталых .

Каждый специалист самостоятельно ориентируется в выборе диагностических и коррекционных воздействий в зависимости от возраста и тяжести состояния детей, проходящих реабилитацию (абилитацию), использует в своей работе целый арсенал методик - зарубежных и отечественных шкал, тестов и таблиц развития.

Основой нового интеграционного пути в организации учебно-воспитательного и реабилитационного процесса для детей стала Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития (МФДР). Разработка ее концепции была начата специалистами в I960 г. иод руководством Т. Хелль- брюгге - немецкого врача и педагога, лауреата высшей педагогической награды Германии - премии им. И. Песталоцци, - реализуется с 1968 г. в созданном им Мюнхенском детском центре, дочерних центрах Германии, по всему миру и в том числе в России.

Четверть века назад Т. Хелльбрюгге провел первые курсы обучения специалистов в Москве. Одна из его учениц, Л. Н. Букаева - Монтессори- педагог и Монтессори-терапевт и сегодня успешно применяет полученные знания в Центре содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. С 2014 г. в Москве реализуется проект обучения специалистов Монтессори-техпологии, работающих с детьми-сиротами в учреждениях Департамента труда и социальной защиты неселения города Москвы с привлечением НКО «Торговый дом ЦУМ». Обучение Монтессори-недагогике, Монтессори-терапии, МФДР проводится с привлечением специалистов из Германии, учениками Т. Хелльбрюгге: Л. Андерлик, У. Штеснбсргом, доктором М. Герке и другие.

Для разработки собственной диагностической системы немецкие специалисты провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, в том числе в условиях депривации, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.

МФДР применяется в специализированных домах ребенка г. Москвы длительный период. Имеет следующие преимущества:

  • - диагностический инструмент оценки развития ребенка;
  • - диагностический инструмент оценки развития ребенка группы риска;
  • - диагностический инструмент оценки развития ребенка с ОВЗ;
  • - оценка развития ребенка с периода новорожденности;
  • - в разных функциональных областях, от общей моторики до социального развития;
  • - возможность фокусироваться на каждой психической функции;
  • - ориентир для назначений;
  • - координация всех реабилитационных мероприятий;
  • - эффективный мониторинг;
  • - стандартизация процедуры проведения.

Задачи данной диагностики:

  • - определение развития ребенка по конкретным функциональным сферам;
  • - терапевтическое заключение.

Рассмотрим более подробно функциональные сферы развития МФДР по возрастам.

Первый год жизни:

  • 1) ползунковый возраст (как мера уровня формирования ползания);
  • 2) возраст сидения (как мера уровня формирования сидения);
  • 3) возраст ходьбы (как мера формирования ходьбы и стояния);
  • 4) возраст хватания (как мера уровня формирования захватов);
  • 5) возраст перцепции (как мера развития восприятия);
  • 6) речевой возраст (как мера развития произнесения звуков и речи);
  • 7) возраст понимания речи (как мера формирования понимания речи);
  • 8) социальный возраст (как мера формирования социального поведения).

Второй и третий годы жизни:

  • 1) возраст хождения;
  • 2) возраст моторики рук;
  • 3) перцепционный возраст;
  • 4) речевой возраст;
  • 5) возраст понимания речи;
  • 6) социальный возраст;
  • 7) возраст по самостоятельности.

Для проведения МФДР используется специально подготовленный тестовый материал.

Чтобы получить надежные и как можно более объективные данные, большое значение имеет поведение ребенка и одинаковые условия обследования.

Исследование ребенка начинается с заданий, находящихся по уровню сложности на один месяц ниже возраста и проводится пока экспериментатор не увидит, что задания более высоких возрастных ступеней ребенок не выполняет.

Во время диагностики используется категориальное оценивание, задание выполнено, или нет.

Результат оценки выражается в месяцах.

Например, Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения для детей первого года жизни представлен в табл. 2.4.

Таблица 2.4.

Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения для детей первого года жизни


Окончание табл. 2.4


Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения (движения тела) для детей 2-го и 3-го года жизни, разработанный командой специалистов Т. Хелльбрюгге - Г. Келер и X. Эгелькраутом, представлен в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения (движения тела) для детей второго и третьего года жизни

(возраст в неделях)

Из материалов Института социальной педиатрии и подростковой медицины Университета г. Мюнхена (руководитель: проф. д-р Т. Хелльбрюгге)

Фамилия, имя ребенка:_Дата обследования:

Поднимается на две ступени взрослым шагом, держась одной рукой

Стоит две секунды на одной ноге, нс держась

Прыгает вперед, не падая

Один раз подпрыгивает на месте, не падая

Проходит 5 шагов на цыпочках, не держась

Стоит три секунды на одной ноге, держится одной рукой

Проходит 3 шага на цыпочках, не держась

Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, держась одной рукой

Ударяет но мячу из положения стоя, не держась

Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, держась двумя руками

Проходит вверх по лестнице три ступени детским шагом, держится двумя руками

Залезает на стул и слезает с него

Проходит три шага спиной вперед

Залезает на софу и слезает с нее

Наклоняется и поднимает предмет без опоры

Идет и несет мяч двумя руками

Свободно проходит три шага

Стоит без опоры не менее 2 секунд

Ходит, держась за одну руку

Заползает на ступеньку

Ходит, держась двумя руками, и выдерживает вес тела

Делает несколько шагов вдоль мебели

Подтягивается в положение стоя и остается стоять несколько секунд

Результатом тестирования является профиль развития (рис. 2.10).

Особое внимание уделяется моменту, не находятся ли отдельные «возрасты развития» на более низком уровне по отношению к хронологическому возрасту. Позитивные отклонения, опережения развития в младенческом возрасте имеют слабую показательную силу. Большое значение имеет как можно более раннее обнаружение задержек и нарушений в развитии, поэтому экспериментатор и должен обратить внимание прежде всего на негативные отклонения .


Рис . 2.10.

Опыт длительного применения МФДР разными специалистами позволяет сделать вывод, что нормы развития для детей в разных функциональных областях являются несколько заниженными, т.е. современные дети показывают более высокие результаты. Однако основная задача МФДР - выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии в отдель-

ных функциональных областях и поэтому нуждаются в ранней помощи. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. Этот ребенок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.

Каждый год в Германии в городе Мюнхене фонд имени Т. Хелльбрюгге, возглавляемый его дочерью, проводит международные встречи учеников и единомышленников Хелльбрюгге со всего мира, темы встреч вращаются вокруг функциональной диагностики. Участники делятся своими результатами, достижениями, обсуждаются проблемы.

С помощью ранней диагностики система МФДР дает возможность описания важнейших психомоторных функций в младенческом и раннем возрасте. Данная диагностика основывается на том, что развитие в этих функциональных областях характеризуется способами поведения, которыми овладевают здоровые дети в определенные месяцы жизни.

Итак, следует иметь представление не о морфологической или физиологической диагностике развития, а об отологической диагностике развития. Именно поэтому МФДР содержит в своей основе новый диагностический принцип современной педиатрии как системы распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим впервые приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача социальной педиатрии, а тем самым и современной педиатрии и детской психологии, - своевременное раннее распознавание врожденных и рано приобретенных нарушений и повреждений.

Таким образом, МФДР является не только основой лечения детей младенческого возраста, но и применяется в профилактике нарушений развития у детей группы «социального риска». Диагностическая система не служит для определения коэффициента нарушений развития у младенцев, а позволяет обнаружить отставание в каждой из исследуемых областей. На этой основе можно в дальнейшем разработать соответствующую терапию.

Hellbrugge Th. Munchener Funktionelle Enntwicklungs-diagnostik Fortschritte derSozialpadiatrie. Munich, IIVL, 2011. P. 73-101.

  • Hellbrugge Th. Munchener Funktionelle Enntwicklungs-diagnostik Fortschritte derSozialpadiatrie. Munich, HVL, 2011. P. 47-69.
  • Первое издание "Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития" (МФДР) вышло в 1997 году. В первом издании данная книга состояла из двух томов - МФДР первого года жизни и МФДР второго и третьего года жизни. В настоящем издании было решено выпустить один том, так как для целей практической работы с детьми необходимо иметь сразу две книги.

    Эта книга стала очень востребованной у русскоязычного читателя. Ее спрашивают родители, имеющие детей с особенностями развития, врачи и детские психологи. Изданная тиражом всего 1000 экземпляров, она по определению не могла не стать библиографической редкостью. И не только из-за небольшого тиража, скорее, из-за того, что в ней действительно нуждаются многие люди, имеющие отношение к практической работе с детьми. Эта книга сочетает в себе высокую научность и доступность для широкого использования даже теми людьми, которые не обладают познаниями в области медицины и детской психологии.

    Специалисты в области психодиагностики и студенты - будущие психологи найдут для себя систематическое изложение истории и теории диагностики детского развития. Педиатры, практические детские психологи, родители, имеющие детей в возрасте до трех лет, получат практическое руководство, в котором подробно изложена технология проведения диагностического обследования, оценка и интерпретация полученных результатов и рекомендации для раннего вмешательства в развитие маленького ребенка.

    Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития считается надежным диагностическим инструментов, с помощью которого оценивается развитие ребенка в разных функциональных областях - от общей моторики до социального развития. При выделении функциональных областей авторы ориентировались на богатый опыт измерений в медицине и психодиагностике, который восходит еще к классической работе 18 века по измерению роста ребенка от рождения до 18 лет, к работам Арнольда Гезелла, заложившего основы детской психологии как нормативной дисциплины, к использованию классических диагностических методик и шкал немецкоязычными и англоязычными специалистами, среди которых в основном детские врачи и детские психологи. Для разработки собственной диагностической системы (МФДР) авторы провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.

    В Республике Беларусь МФДР первого года жизни, МФДР второго и третьего года жизни используется достаточно широко. Развернутая система ранней комплексной помощи детям с особенностям в развитии нуждается в диагностическом инструментарии и разработанных критериях показаний к терапии развития. В Брестском областном Центре медицинской реабилитации детей "Тонус" данная диагностическая система используется с 1996 года, после того как специалисты прошли обучение на семинаре, организованном в г.Кракове Акцией "Солнечный Свет".

    Мы используем эту диагностическую систему для решения разнообразных задач: диагностических, развивающих, коррекционно-терапевтических, для обучения родителей, имеющих детей с особенностями в развитии. В начале нашей работы с МФДР у нас не было оригинальных наборов диагностических материалов, которые Центр получил позже благодаря "Солнечному Свету", которым руководит господин профессор Теодор Хельбрюгге. Однако и при отсутствии этих наборов можно подобрать в основном все материалы, необходимые для обследования, или изготовить их самим, ориентируясь на приведенную в книге инвентарную опись тестовых материалов.

    Опыт длительного применения Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития разными специалистами позволяет сделать вывод, что нормы развития для детей в разных функциональных областях являются несколько заниженными, то есть современные дети показывают более высокие результаты. Однако, в этой ситуации есть определенный плюс. Если внимательно читать те разделы книги, в которых говорится об основаниях МФДР, то становится очевидным, что ее основная задача - выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии в отдельных функциональных областях и поэтому нуждаются в ранней терапии. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. Этот ребенок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.

    В данной книге витает явный оптимистический дух, вера в огромные возможности детского развитии, которые задаются чрезвычайной пластичностью детского организма, его нервной системы. Задача близких ребенку взрослых и профессионалов в области детского развития - вовремя распознать какие-либо проблемы в развитии ребенка и поставить задачи по их разрешению, чтобы максимально использовать богатейшие возможности такого уникального периода, каким является возраст от рождения до трех лет.

    Научный редактор второго русскоязычного издания - Ирина ВАЛИТОВА, психолог-консультант по проблемам развития ребенка, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, психолог Брестского Центра медицинской реабилитации детей "Тонус".

    Предисловие

    Книга, которую мы передаем в руки нашего читателя, описывает систему «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития». С помощью ранней диагностики система дает возможность описания восьми важнейших психомоторных функций в младенческом возрасте. Данная диагностика основывается на том, что развитие в этих функциональных областях характеризуется способами поведения, которыми овладевают здоровые дети в определенные месяцы жизни. Итак, нам следует иметь представление не о морфологической или физиологической диагностике развития, а об этологической диагностике развития.

    Именно поэтому «Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития» содержит в своей основе новый диагностический принцип современной педиатрии. В этом томе будут подробно и последовательно описываться основы диагностики как системы распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим впервые приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача социальной педиатрии, а тем самым и современной педиатрии и детской психологии, - своевременное раннее распознавание врожденных и рано приобретенных нарушений и повреждений.

    Детское развитие дает именно в раннем детстве шанс так называемой абилитации, то есть улучшения, а не излечения, который мало до сих пор исследован и поэтому используется недостаточно. Особенно это касается так называемых пиковых периодов развития различных функций.

    С другой стороны, игнорирование решающих факторов со стороны окружающих может привести к возникновению негативных последствий в развитии отдельных функций, которые будут сказываться на протяжении всей жизни человека. Уже сегодня известно, что, безусловно, это в первую очередь относится к развитию речи и социальному развитию. По этой причине раннее распознавание отставания в развитии таких детей позволяет без условностей отнести их к группе «детей социального риска», в которую входят дети в домах ребенка, круглосуточных яслях и неполных семьях, дети, над которыми осуществляет опеку сменяющийся персонал. Причины нарушений в развитии таких детей не могут быть изучены при помощи методов, разработанных в морфологической и физиологической педиатрии. Существует единственный критерий распознавания таких нарушений - этологический.

    Таким образом, "Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития" является не только основой лечения детей младенческого возраста, но и применяется в профилактике нарушений развития у детей группы "социального риска". Диагностическая система не служит для определения коэффициента нарушений развития у младенцев, а позволяет обнаружить отставание в каждой из исследуемых областей. На этой основе можно в дальнейшем разработать соответствующую терапию. Хотелось бы, чтобы эта книга помогла в вопросах педиатрической практики и психологии ребенка. Мы надеемся, что в будущем она получит такую же известность, какой пользовалась в предыдущие годы.

    Мы выражаем надежду на то, что наша книга поможет многим детям, имеющим различные отклонения в развитии.

    Профессор, доктор Теодор Хельбрюгге