Методика закончи историю. Цель, задачи, методика экспериментального исследования. Отчет по практике

Для проверки сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ №124 «Мирославна» г. Архангельска. В эксперименте участвовало 20 воспитанников. В первую группу вошли старшие дошкольники с задержкой психического развития в количестве 10 человек. Для сравнительного анализа нами была проведена диагностика особенностей нравственных представ- лений старших дошкольников, не имеющих отклонений в развитии (10 человек) – вторая группа.

Целью эксперимента являлось изучение особенностей нравственных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Задачи констатирующего эксперимента состояли в следующем:

1. Подобрать для проведения эксперимента методики, направленные на изучение особенностей нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста;

2. Провести выбранный диагностический материал;

3. Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нормальным психическим развитием по сравнению с детьми того же возраста с ЗПР.

Для определения особенностей нравственных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития и их сверстников, не имеющих нарушений психического развития, использовались следующие методики.

Методика «Незаконченные истории» Г.А. Урунтаева, модификация Л.Ю. Соломиной.

Цель: определение уровня представлений дошкольников о нравственных поступках (надо помогать слабым) и мотивах (надо делиться с другими) .

Методика «Незаконченные истории» включает в себя четыре вопроса с бальной оценкой к ним.

Инструкция: исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки на дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила... Что она сказал? Почему она так сказал? Как она поступила? Почему ты так думаешь?

3.Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила... Что она сказал? Почему она так сказал? Как она поступила? Почему ты так думаешь?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

Обработка результатов :

1 балл - ребенок не может продолжить предложение. Не может проанализировать поведение детей как положительное или отрицательное. Не отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок может проанализировать поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но не формулирует нравственную норму.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно анализирует поведение детей, но затрудняется с ответами на все вопросы.

4 балла - ребенок называет норму, правильно анализирует поведение детей и отвечает на все поставленные вопросы.

Нормативы оценки:

4 - 0 баллов – низкий уровень

4 - 7 баллов - ниже среднего

14 - 16 баллов – высокий уровень.

Методика «Сюжетные картинки», Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина.

Цель : изучение уровня эмоционального отношения к нравственным нормам.

Материал: Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов :

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Нормативы оценки:

4 - 0 баллов – низкий уровень

4 - 7 баллов - ниже среднего



8 - 13 баллов - средний уровень

14 - 16 баллов – высокий уровень .

2.2 Описание и анализ полученных результатов

Для более наглядной демонстрации результатов по каждой методике представлены таблицы, отражающие осознания детьми нравственных норм в группе детей с ЗПР таблица 1 по методике «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, модификация Л.Ю. Соломиной)., эмоциональное отношение к нравственным нормам детей с ЗПР таблица 2 по методике «Сюжетные картинки», осознания детьми нравственных норм в группе детей с нормой таблица 3 по методике «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, модификация Л.Ю. Соломиной), эмоциональное отношение к нравственным нормам детей с нормой таблица 4 по методике «Сюжетные картинки».

При исследовании развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР осознания нравственных норм представлены в таблице 1.

Таблица 1. Исследование уровня представлений дошкольников с ЗПР о нравственных поступках и мотивах

Ф.И. ребенка Нравственные нормы
1 сит. 2 сит. 3 сит. 4 сит.
1.Антон ниже среднего
2.Настя низкий
3.Катя низкий
4.Оля низкий
5.Никита средний
6.Саша средний
7.Даниель средний
8.Милана средний
9.Ваня низкий
10.Ева низкий

Из таблицы 1 видно, что дети с ЗПР получили итоговое количество баллов, исходя из обработки результатов:

14-16 баллов высокий уровень - 0 %;

8-13 баллов средний уровень - 40%;

4 - 7 баллов ниже среднего уровень - 10 %;

4 - 0 балла низкий уровень - 50 %.

Таблица 2. Исследование уровня представлений дошкольников с нормальным психическим развитием о нравственных поступках и мотивах

Ф.И. ребенка Нравственные нормы Уровень представлений о нравств. поступках
1 сит. 2 сит. 3 сит. 4 сит.
1.Дарина высокий
2.Дима средний
3.Савелий средний
4.Саша П. средний
5.Федя высокий
6.Карина высокий
7.Зоя средний
8.Тимофей высокий
9.Егор средний
10.Андрей высокий

Из таблицы 2 видно, что дети в группе с нормой, получили итоговое количество баллов, исходя из обработки результатов:

14-16 баллов самый высокий уровень - 50%,

8 -13 баллов – средний уровень 50%;

4 - 7баллов ниже среднего уровень – 0 %;

4 – 0 балла низкий уровень – 0%.

Исходя из полученных данных по методике «Незаконченные истории», можно увидеть, что уровни представлений дошкольников с ЗПР о нравственных поступках значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. 4 дошкольника с ЗПР имеют средний уровень (Никита, Саша, Даниель, Милана), эти дети называли нравственную норму, правильно анализировали поведение детей в предложенных ситуациях, но затруднялись с ответами на все вопросы, с обозначением мотивов поведения детей в предложенных ситуациях. Антон имеет уровень ниже среднего, это говорит о том, что ребенок может проанализировать поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но не формулирует нравственную норму. Остальные пять дошкольников имеют низкий уровень представлений о нравственных поступках и мотивах, это Настя, Катя, Оля, Ваня, Ева. Эти дошкольники не смогли продолжить предложение, не смогли проанализировать поведение детей в предложенных ситуациях как положительное или отрицательное.

Дети с нормальным психическим развитием в основном имеют самый высокий уровень и средний уровень представлений о нравственных поступках и мотивах. Дарина, Федя, Карина, Тимофей, Андрей имеют высокий уровень, эти воспитанники называют нравственную норму, исходя из предложенных ситуаций, правильно анализируют поведение детей, отвечают на все поставленные вопросы. У Димы, Савелия, Саши П., Зои, Егора, выявлен средний уровень представлений о нравственных поступках и мотивах. Дошкольники назвали нравственную норму, правильно проанализировав поведение детей, но возникали различные затруднения в ответах на все поставленные вопросы.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма по методике «Незаконченные истории» детей с нормальным психическим развитием и детей с ЗПР.

Таблица 3. Изучение уровня эмоционального отношения к нравственным нормам детей с задержкой психического развития

Ф.И. ребенка Уровень
доброта злость щедрость жадность трудолюбие лень правдивость лживость
1.Антон низкий
2.Настя низкий
3.Катя низкий
4.Оля низкий
5.Никита средний
6.Саша средний
7.Даниель ниже среднего
8.Милана низкий
9.Ваня средний
10.Ева ниже среднего

Из таблицы 3 видно, что дети из группы с ЗПР получили итоговое количество баллов, исходя из обработки результатов:

14-16 баллов высокий уровень - 0%;

8-13 баллов средний уровень - 30%;

4 - 7 баллов ниже среднего уровень - 20%;

0- 4 балла низкий уровень – 50 %.

Таблица 4. Изучение уровня эмоционального отношения

к нравственным нормам детей с нормой

Ф.И. ребенка Картинки с нравственными нормами Уровень
доброта злость щедрость жадность трудолюбие лень правдивостьлживость
1.Дарина высокий
2.Дима средний
3.Савелий средний
4.Саша П. высокий
5.Федя высокий
6.Карина высокий
7.Зоя высокий
8.Тимофей высокий
9.Егор средний
10.Андрей высокий

Из таблицы 4 видно, что дети с нормальным психическим развитием, имеют следующие уровни эмоционального отношения к нравственным нормам:

14-16 баллов высокий уровень - 70%;

8-13 баллов средний результат- 30%;

4 - 7 баллов ниже среднего уровень - 0%;

0 – 4 балла низкий уровень – 0 %.

Исходя из полученных данных по методике «Сюжетные картинки», можно увидеть, что уровни эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников с ЗПР ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Никита, Саша, и Ваня имеют средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, эти мальчики правильно раскладывали картинки, дети обосновывали свои действия, отмечались адекватные эмоциональные реакции, но выражались слабо. Даниель и Ева получили уровень ниже среднего – дошкольники правильно раскладывали картинки, но не смогли обосновать свои действия, эмоциональные реакции неадекватны. Антон, Настя, Катя, Оля и Милана имеют низкий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, они неправильно разложили картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

Дети с нормальным психическим развитием в основном имеют самый высокий уровень и средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам. Семеро дошкольников (Дарина, Саша П., Федя, Карина, Зоя, Тимофей, Андрей) имеют высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, эти дети обосновывали свой выбор, отмечались яркие, адекватные эмоциональные реакции, они проявлялись в мимике, активной жестикуляции. Трое дошкольников с нормой в развитии получили средний уровень (Дима, Савелий, Егор), дети правильно раскладывали картинки, дети обосновывали свои действия, но слабо выражали адекватные эмоциональные реакции.

Рис.2. Сравнительная диаграмма по методике «Сюжетные картинки» у дошкольников с нормой и с ЗПР.

Проанализировав результаты исследования, мы можем сделать вывод, что у детям старшей группы с ЗПР, по сравнению с детьми не имеющими задержки психического развития, присуще отставание в развитии представлений о нравственных поступках и мотивах, эмоционального отношения к нравственным нормам:

Дети не могут проанализировать поведение детей в представленных ситуациях как положительное или отрицательное (правильное или неправильное);

Дети не формулируют нравственную норму;

Неправильно раскладывают картинки на две стопки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), не обосновывают свои действия;

Эмоциональные реакции неадекватны или выражены слабо.

Выявленные особенности препятствуют развитию нравственного поведения. Это обосновывает необходимость разработки специальной системы коррекционной работы по развитию у детей с ЗПР нравственного поведения.

Методики используемые мною:

Методика « Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина )

Цель.

Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта- злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: « Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».1. У девочки из корзинки на дорожку высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь? (После каждой мини – истории задаются аналогичные вопросы.) 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала:» Я тоже хочу играть с этой куклой». Катя ответила… 3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: « Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила… 4 Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа испросил: « Кто сломал игрушку?». Петя ответил…

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей. – ребенок может оценить поступки детей

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указанны и в предыдущей методики.

Материал. Картинки с изображение ситуации, подлежащих нравственной оценки (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине)

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны- плохие… Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов.

1 балл- ребенок не правильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции не адекватны моральным нормам.

2 балла- ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла – правильно раскладывае6т картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика «Наблюдение»(Т.Д.Зенкевич, А.М. Михайлов)

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей различных режимных занятий (см. таблицу) проводиться в течение 1-2 недель (см. карту наблюдения) В процессе занятий по сказке у меня накапливается большое количество наблюдений, для того чтобы систематизировать свои наблюдения, заношу в составленную «Карту наблюдений» . «Карта» позволяет -фиксировать внимание на качествах, которые важны для характеристики личности ребенка -обратить внимания на степень выраженности того или иного качества - не загружать свою память и меть возможность вернуться к своим наблюдениям и впечатлениям в любое время - отчитаться о результатах работы не только по количеству проведенных занятий, но и по качественным характеристикам - выявить личностные особенности и проследить их динамику в процессе занятий -при сопоставлении личностных проявлений ребенка с темами занятий можно выявить, в каких ситуациях какие качества наиболее выражены.

Карта наблюдения включает в себя 6 шкал, построенных по принципу полярных качеств. Каждая школа имеет шесть градаций. Отметка «3» показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки «0; 1» и « 5; 6» показывают сильную выраженность того или иного качества. Отметки на шкалах можно соединить ломанной линией. Эта линия- личностный профиль ребенка на данный момент времени. Изменения личностного профиля ребенка в процессе занятий отражает качественные изменения в его внутреннем мире: изменение его отношения и поведения в значимых ситуациях, обогащение его опыта. Сравнительный анализ личностных профилей покажет эффективность работы и её влияние на личность ребенка. Методика « Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич А.М. Михайлов) Данная методика разработана с привлечением материалов Бриды Эллиот. Методика позволяет выявить чувства которые испытывает ребенок. Кроме того, раскрашивая « человечка», ребенок может проявить подавляемые им чувства. Таким образом, ребенок представляет цветной портрет своих чувств. Если ребенок раскрашивает « человечка» розовыми, желтыми, зелеными и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятиях. Иногда в рисунках могут появиться черные, коричневые и ярко-красные тона. Это может означать либо сложное, нестабильное актуально-эмоциональное состояние; либо отголоски психологической травмы, которую перенес ребенок (особенно если штриховка неупорядоченная, тревожная, ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в которых ребенок испытывает боль; либо ребенок просто привык рисовать этими цветами (дома у него есть карандаши только черного цвета). Если большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, с таким ребенком желательно провести индивидуальную работу. Для того чтобы сделать окончательные серьезные выводы, необходимо провести серию рисунков. Так как на раскрашивание «человечка» влияет состояние ребенка в данный момент, предпочтение им того или иного цвета, обстановка в которой происходит рисование и многое другое. Говорю ребенку: « Представь, что этот человечек- тот сказочный герой, в которого ты хотел бы превратится (или превратился) . Этот герой, так же как и человечек, может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства: Радость – желтым Счастье- оранжевым Удовольствие- зеленым Грусть- голубым Гнев, раздражение- ярко-красным Чувства вины- коричневым Страх- черным Когда ребенок красит «человечка», можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так, а не иначе.

IV Заключение

Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями.Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны « уникальные традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка. Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость, решительность, мы должны опираться на много вековой опыт предшествующих поколений в использовании сказки педагогических целях. Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуя различные методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему хорошей опорой в жизни. Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка является повторное прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании, что перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек- Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на более высокий уровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети, слушая сказку изо дня в день, переживают за героев снова и снова. Но теперь им важны не столько положительные моменты сказки сколько упущенные при первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров персонажей. Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на деталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием, которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности. Если малыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не препятствуйте, видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется разобраться в этом. Надо пояснить этот момент. Обращаю пристальное внимание на игры ребенка. Сказка как средство эстетического и познавательного воздействия гармонично вписывается в процесс игры. Выделяю, что для малыша является главным: развитие сюжета, ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющих её характер. Включаюсь в игру и поправляю ребенка, если то или другое используется неправильно. Возможно, в этом случае сказку надо будет прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты, научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный характер. Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главных героев: умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 3-5 лет не возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто дать ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить: чтобы добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства. Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша. Если я внимательна он проходит естественно и позитивно. Видимо, с это же точки зрения не следует ограждать ребенка и от пугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать, что превосходной степени зла может противостоять только более изощренная форма добра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу отрицательными и положительными персонажами в сказке и естественная победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

Цель моей работы- научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.

Памятка

Уважаемые родители

Если вы опуститесь до детского восприятия картины мира, в котором мы живем, а оно у детей в большинстве случаев представляет собой набор образных метафорических обобщений, то ощутите, как с ваших чувств слетает на лед повседневности. На что-то вы можете взглянуть по-новому. Прежде чес заниматься с детьми, вы должны на себе проверить воздействие сказотерапии.

Профессиональный психолог, работая с детьми, на погружается внутрь их проблем. Он остается вне, снаружи ситуации. Переживания психолога отделены от переживания ребенка. Для родителей это не возможно. Ребенок сразу почувствует неискренность, и лечебного эффекта не будет. Родители не должны наблюдать со стороны за развитием ребенка. Они переживают жизнь вмести с ним и при обсуждении сказки погружаются внутрь его проблем, чувств и ощущений.

Вы должны подстроиться под ребенка, под его мысли и переживания. Если ваш ребенок, например, во время обсуждения сдвинул глаза влево и приподнял их, то вы знаете, что он сейчас вспоминает какой-то зрительный образ. Сделайте то же самое. Сдвиньте глаза, как и он, и походу обсуждения сказки попробуйте уловить, что он вспоминает. Синхронность поведения ваших глаз- не плохой залог для установления доверительного контакта. Ёще одним показателем служит дыхание. Частоту и глубину своего дыхания вы должны подстроить род дыхание ребенка. Ваши ритмы должны по возможности совпадать.

Третий показатель- ритмичность вашего голоса, тембр и интонации. Здесь то же надо подстраиваться под ребенка. Например, вас беспокоит, что ребенок боится оставаться один, ему страшно спать в темной комнате. Обсуждая сказку о таких страхах, вы сами должны представить, ощутить этот страх и преодолеть его вместе с ребенком. Посредством метафор, которые используются в сказках дети ощущают переживания персонажей. Вы же должны ощутить переживания ребенка.

I Введение Устное народное творчество, как средство социализации ребенка

II Роль произведений русского народного творчества в духовно- эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.

2.1 Фольклор в жизни малышей.

2.2 Воспитательная ценность малых форм устного - народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)

2.3 Сказки - для ума и души закваски

2.4 Воспитательная ценность русских народных сказок.

III Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам.

3.1 Эмоциональное погружение детей в сказку.

3.2 Использование сказки в воспитательно – образовательной работе с детьми. Драматизация сказок дошкольниками. Отслеживание влияния сказочного жанра народного творчества на ум и душу ребенка.

IV Заключение Нравственно - этические достоинства сказки в воспитании дошкольников

V Литература

VI Приложение

воспитания эмоциональной культуры дошкольников . Эмоциональная культура дошкольников зависит от...
  • Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

    Реферат >> Педагогика

    Исследования: 1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка. 2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании... ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития . Пестушки, колыбельные песни...

  • Народная сказка, как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста

    Реферат >> Культура и искусство

    Входят в основу художественного творчества . Глава П. Народная сказка как средство развития художественных способностей детей... Русская народная сказка. - М. : Просвещение, 1963 - с.8-15. 50. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников . ...

  • Игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... народного художественного творчества «ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ... для развития дошкольников имеет... нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника . 4. Взаимосвязь нравственного ...

  • Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).

    Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

    Предъявление задания

    В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

    История первая . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил, …Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

    История вторая . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

    История третья . Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

    История четвертая . Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

    Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

    Обработка результатов:

    • 0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
    • 1 балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
    • 2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
    • 3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

    Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

    Методика 6. "Окончи рассказ" (автор - Г.А. Урунтаева).

    Цель: охарактеризовать возможность ребенка встать на позицию участника межличностного взаимодействия.

    Оборудование: картинки с изображением ситуаций, описываемых в рассказах экспериментатора.

    Процедура проведения: ребенку показываются картинки, иллюстрирующие различные ситуации, и дается начало рассказа, который ему предлагается закончить. При необходимости экспериментатор задает уточняющие вопросы (Приложение 6).

    Ответы оцениваются следующим образом:

    • - не может завершить рассказ;
    • - некоторые рассказы не может завершить, некоторые завершает односложно, без аргументации;
    • - завершает рассказы в соответствии с моральной нормой, но не аргументировано;
    • - ответы аргументирует, но в эмоционально значимых ситуациях они

    носят социально неодобряемый характер;

    Все рассказы завершает в соответствии с моральной нормой, аргументируя свои ответы.

    Преимущественно по результатам выполнения последних двух методик нами оценивался уровень сформированности возможности связного высказывания.

    Методика 7. "Изучение самооценки и морального поведения".

    Цель - определить уровень соблюдения нормы справедливости.

    Подготовка исследования. Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку (лодки, самолеты, грузовики и т.п.), для девочек - предметы кукольного гардероба (платья, блузки, юбки и т.п.) в том же количестве.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится в 2 этапа индивидуально с каждым ребенком (Приложение 7).

    этап. Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании трех диагностических серий.

    Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.).

    Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов, в одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно большая, чем 2 другие.

    Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек, в одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем 2 другие, в третьем - значительно больше других.

    этап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что он использовал на 1 этапе эксперимента, например, если в первой серии 1 этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии 3 этапа ему предлагают взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое "новое поведение".

    этап. Ребенка просят оценить 2 сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.

    Обработка данных. Подсчитывают количество детей:

    • а) придерживающихся во всех 3 сериях равномерного деления (соблюдающих норму);
    • б) предпочитающих те варианты, когда им доставалось больше игрушек, чем партнерам (нарушающих норму);
    • в) тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения - и поровну и не поровну (неустойчивых).

    Диагностика

    «Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

    У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость. У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

    Диагностика нравственного и эмоционального развития.

    Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

    Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, ю.А, Афонькина)

    Цель . Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

    Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

    1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

    2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

    3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

    4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

    Обработка результатов.

    1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

    2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

    3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

    4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

    Методика - «Сюжетные картинки»

    (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

    Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

    Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

    Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

    Обработка результатов:

    1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

    2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

    3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

    Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

    Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

    Проведение. Ребенку предлагают:

    1) самостоятельно закрасить рисунок;

    2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

    3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый

    объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

    Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

    Методика - «Наблюдение»

    Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу).

    Параметры

    Критерии оценки

    Эмоции (социальные)

    Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

    На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-).

    Произвольность эмоций

    В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

    В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

    Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

    Умеет правильно оценивать развитие свое поведение,

    мотивируя (моральные оценку нравственной нормой;

    суждения, владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

    Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

    по не мотивирует свою оценку

    Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

    норму не формулирует (-)

    поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

    он вежлив, тактичен (+)

    Нравственная саморегуляция

    Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

    Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью. У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, - это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.